Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Симонов: России невыгодно идти на уступки Белоруссии в переводе транзита из Прибалтики

Симонов: России невыгодно идти на уступки Белоруссии в переводе транзита из Прибалтики

Как отметил 19 января премьер-министр Беларуси Роман Головченко, в 2020 г. российско-белорусские отношения развивались «плодотворно и конструктивно». В частности, до конца года были решены вопросы поставок нефти и газа на 2021 г. Однако в России продолжается налоговый маневр, который заметно сократит экономию Минска на беспошлинных закупках российской нефти к 2024 г. В последнее время вновь озвучен ряд инициатив – от покупки белорусской стороной месторождения нефти в России до порта. Что из этого реально, в интервью «Евразия.Эксперт» рассказал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

– В 2020 г. белорусское руководство вело поиски альтернатив российской нефти. Но после начала протестов и введения западными странами санкций и без того не очень активная энергетическая диверсификация оказалась под вопросом. Каковы дальнейшие перспективы поисков Беларуси?

– Белоруссия не платит экспортную пошлину на [поставляемую из России] нефть, и пока пошлина существует, Белоруссия экономит. Фактически из мировой цены вычитается экспортная пошлина, отсюда и белорусская экономия.

Попытка поиска альтернативны российской нефти была связана с ценовой конъюнктурой весны прошлого года. Некоторое время Белоруссия действительно закупала альтернативную нефть. Цены на URALS упали ниже $10, и, соответственно, экспортная пошлина тоже стала почти равна нулю. И в этой ситуации действительно получилось так, что альтернативные поставки имели смысл, поскольку экономия на российской нефти была минимальной. Вот тогда и стали делаться громкие заявления относительно импорта, даже приплыл танкер с американской нефтью.

Это была PR-история, ограниченная разовыми поставками. Потом ценовая конъюнктура относительно нормализовалась, цена пришла к $45-50. Поэтому экспортная пошлина снова появилась, также как появилась и белорусская экономия. И сейчас все эти телодвижения бессмысленны.

На ближайший год вряд ли будут какие-то попытки поиска альтернативных поставок. Лукашенко вообще обещал, что откажется от прибалтийских портов, но пока этого так и не произошло. В 2021 г. все эти хайповые истории «да мы купим нефть в Америке» и «да у нас будет нефть из Казахстана и Азербайджана» закончатся.

Проблема заключается в том, что Россия продолжает налоговый маневр, который должен обнулить пошлину. Однако обнуление произойдет только к 2024 г., и что произойдет ближе к этой дате – вопрос сложный. Экспортной пошлины уже не будет, и тогда вполне возможно появление альтернативных поставок. Решение данного вопроса будет сильно зависеть от того, кто в 2024 г. будет руководить в Республике Беларусь, и как этот политик будет относиться к России и к Европе. Сейчас найти ответ сложно.

– В конце года вновь возникла тема перенаправления белорусского транзита из портов стран Прибалтики в порты Ленинградской области. Возможно ли это?

– Логистически поставки через Усть-Лугу обойдутся белорусам чуть дороже. Позиция Лукашенко такая: «компенсируйте эти расходы». Дальше все будет зависеть от того, насколько Россия умеет убеждать своих партнеров.

Лукашенко сейчас фактически спас Путин, поэтому все будет зависеть от действий с российской стороны. Если мы это терпим, то вопрос решится, только если мы компенсируем Белоруссии разницу. Если все-таки мы вспомним, что нам должны, а не мы должны, то этот вопрос решится политическим путем.

– В 2020 г. белорусское руководство также выступило с инициативами приобрести порт и нефтяное месторождение в России. Что стоит за данными заявлениями, насколько они реалистичны?

– Давайте сначала вспомним, когда было сделано это заявление и что произошло после. Оно было сделано во время телефонного разговора Путина с Лукашенко, когда первый спросил второго о сроках выполнения обещания о перенаправлении экспорта белорусских нефтепродуктов через порты Ленинградской области. Лукашенко, не зная, что ответить на этот вопрос (а у него нет прямого ответа), начал выступать со встречными инициативами.

Естественно, что через несколько месяцев об этом вообще все забыли. Об этом даже речь не идет. Все действующие месторождения в РФ имеют собственников. Никто хорошее месторождение отдавать не будет. Если мы говорим про месторождения по типу greenfield, например, не до конца разведанные – такие можно, конечно, найти. Но зачем они белорусской стороне? У нее нет инвестиционных возможностей, они не являются носителями уникальных технических решений. То есть, зачем нужна «Беларусьнефть» в качестве партнера российским компаниям?

Кстати, у «Беларусьнефти» есть активы в РФ, и она добывает в России нефть. Но там минимальные объемы, потому что сама компания небольшая.

И потом, зачем звонить Путину? Пожалуйста, никто ведь не запрещает приобрести интересующий коммерческий актив. У нас же есть активы на продажу, у активов есть собственники, и эти собственники не всегда государственные. У нас есть готовый к продаже бизнес в нефтяном сегменте.

– Лидеры стран ЕАЭС утвердили «дорожную карту» по гармонизации законодательства в нефтяной сфере, а также проект международного договора о формировании общего рынка газа Союза. Каковы перспективы достижения устойчивых энергетических соглашений в формате ЕАЭС? Позволят ли они снять противоречия в нефтегазовых отношениях Беларуси и России?

– Идея про единый рынок газа изначально была спорной. Я не представляю, как будет выглядеть газовый рынок в едином экономическом пространстве. Есть Белоруссия, есть Армения, есть Казахстан – везде разные ситуации. И я не совсем понимаю, почему у нас должны быть одинаковые цены на газ в Смоленске и в Белоруссии. Мы что, одна страна? Давайте разберемся у себя с газовым рынком, а потом будем интеграционную модель строить. У себя не разобрались еще с ценообразованием, с другими вопросами, а уже хотим единый рынок с Белоруссией.

В заявлениях белорусского руководства единый рынок означает фактически «газ по цене Смоленска», но ситуация сложнее. Поэтому, думаю, что надо декларации подписывать, но руководствоваться старой мудрой поговоркой: «семь раз отмерь, один раз отрежь».

Беседовал Данил Дмитриев

Источник: Евразия.Эксперт, 22.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики