Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко выцыганил у России новую "дань" с прокачки нефти

Лукашенко выцыганил у России новую "дань" с прокачки нефти

Белоруссия заработает лишние сотни миллионов долларов

С 1 февраля Белоруссия поднимает цены на прокачку российской нефти по своей территории в Европу. Антимонопольные ведомства обеих стран согласовали повышение тарифа на 6,7%. Изначально Минск требовал увеличить стоимость транзита почти на четверть, однако в ходе переговоров белорусские аппетиты были урезаны в три с половиной раза.

Между тем президент Белоруссии Александр Лукашенко вряд ли расстраивается — хотя долги белорусских компаний уже превысили ВВП страны, «батька» продолжает выпутываться из сложной экономической ситуации за счет финансовых преференций, щедро предоставляемых Москвой.

Транзит российской нефти по белорусской трубопроводной системе составляет в последние десятилетия примерно 45-50 млн тонн ежегодно. В 2019 году, в связи с неисправностями на международной нефтяной трубе «Дружба», трафик заметно снизился, однако сохранившиеся мощности наполнили бюджет Белоруссии от транзита российских углеводородов почти на $180 млн. Повышение тарифов с 1 февраля позволит довести эту цифру до $200 млн. Для глубоко дефицитного белорусского бюджета, это – существенные деньги.

Минску вообще свойственно удачно «доить» в финансовом плане Москву - в сентябре прошлого года Лукашенко договорился с Владимиром Путиным о предоставлении Россией кредита в $1,5 млрд, который в основном закроет энергетические долги соседней республики перед нашей страной. Стоит отметить, что РФ является крупнейшим кредитором Белоруссии. Объем прямых инвестиций со стороны Москвы за последние два десятилетия в экономику РБ достиг $12 млрд, причем половина этих средств была потрачена «Газпромом» на покупку доли в трубопроводной компании «Белтрансгаз». На середину 2020 года объем российских кредитов, предоставленных Минску, достиг $8 млрд. Даже Пекин, инвесторов которого Лукашенко постоянно приводит в качестве альтернативы российским, одолжил Минску всего лишь $3 млрд.

Более того, Минск извлекает выгоду из корпоративных нефтегазовых договоров с Россией — Белоруссия не платит экспортную пошлину за закупаемое в нашей стране «черное золото». Фактически, из стоимости мировых котировок барреля вычитается почти половина, что до последнего времени позволяло бюджету Белоруссии ежегодно экономить до $420-430 млн.

Проводимый в нашей стране налоговый маневр, касающийся различных фискальных выплат добывающих холдингов, мог бы сократить такой финансовый поток до минимума. Однако по итогам проведенных осенью прошлого года российско-белорусские переговоров действующий механизм льготных таможенных сборов был сохранен.

Как отмечает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, в середине прошлого года, когда стоимость Urals упала ниже $10, российско-белорусская экспортная пошлина тоже стала равна нулю. В этот момент «батька» активизировал усилия в целях найти альтернативу поставкам российской нефти.

«Попытка поиска альтернативы российской нефти была связана с ценовой конъюнктурой. Цены на российские углеводородные смеси приблизились к себестоимости извлечения сырья, соответственно, экспортная пошлина тоже стала почти равна нулю. Альтернативные поставки для Белоруссии получили экономический смысл. Минск делал громкие заявления относительно замещения российского импорта — даже был куплен танкер с американской нефтью. Потом ценовая конъюнктура нормализовалась — котировки вернулись на уровень $45-50. В ближайший год Минск вряд ли предпримет попытки поиска альтернативных закупок нефти — такие усилия сейчас бессмысленны», — отмечает эксперт.

Эксперты обращают внимание на тщетность таких усилий не только из экономических, но и из геополитических соображений. Режим Лукашенко после известных протестных событий перестал пользоваться поддержкой почти во всем мире, за исключением Москвы. В общем, в чем выгода Беларуси от российской нефти – понятно. Вопрос в том, зачем российским нефтяникам нужна Белоруссия, все время задирающая тарифы?

«В процессе геополитического сотрудничества экономическая целесообразность зачастую уходит на второй план, — рассуждает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Россия может полностью снабжать Белоруссию нефтью в необходимом объеме. При этом Минск использует дешевое российское сырье для производства продукции более высокой стоимости — нефтепродуктов, и тем самым пополняет свой бюджет. На этом и держится геополитическое сотрудничество России и Белоруссии. Вопрос денег имеет второстепенное значение.

Гораздо важнее для Москвы тот факт, что на границе с Европой есть государство, с которым возможно эффективно решать вопросы, способствующие продлению экспорта российских углеводородов в Европу. Поэтому имеет смысл рассматривать подобные соглашения как взаимные уступки для развития не только экономических, но и политических отношений. А геополитические победы в нынешних международных реалиях зачастую стоят дороже, чем банальная денежная выгода».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 22.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики