Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северному потоку-2" предсказали полупустоту

"Северному потоку-2" предсказали полупустоту

Российский экспортный газопровод ждут новые экономические испытания

Вопреки претензиям Европарламента, угрозам новых американских санкций и отказу от участия в проекте ряда зарубежных компаний, баржа «Фортуна» возобновила укладку последнего участка многострадального трубопровода «Северный поток-2» (СП-2) в датских водах Балтийского моря. При нынешних темпах строительства довести трубу до берегов Германии участники нового экспортного маршрута смогут уже в июле, а подключить трубу к немецким транспортным магистралям теоретически получится до начала зимы. Однако не все так просто: после завершения всех работ недоброжелатели СП-2, как полагают эксперты, могут выдвинуть дополнительные требования, способные еще надолго оставить газопровод полупустым.

В настоящее время трубоукладочная баржа «Фортуна» возобновила работы в водах недалеко от датского острова Борнхольм. Техническую поддержку барже обеспечивают ледокол «Владислав Стрижов», судно снабжения «Катунь» и многоцелевой корабль «Балтийский исследователь».

К завершающим работам по прокладке СП-2 по первоначальному плану, озвученному датской стороной, строители должны были приступить еще 15 января, однако с начала этого года газопровод стали преследовать неожиданные неприятности. Сначала Вашингтон расширил санкции против проекта, распространив их на все компании, которые оказывают услуги тестирования, инспекции, сертификации и модернизации судов, а затем ввел ограничения в отношении непосредственно «Фортуны» и его владельца — компании «КВТ-Рус».

Позиция американцев испугала сразу несколько европейских партнеров «Газпрома»: в опасении санкций из проекта вышли норвежская сервисная фирма DNV GL, датская инжиниринговая структура Ramboll, немецкий поставщик систем управления Bilfinger и швейцарский страховщик Zurich Insurance. Кроме того, Европейский парламент принял резолюцию с призывом к странам Старого Света ввести санкции против России в связи с арестом оппозиционера Навального, навсегда заморозив строительство газопровода. Между тем очередные препятствия не помешали «Фортуне» и другим задействованным судам достигнуть точки укладки газового маршрута.

Завершить строительство оставшейся морской ветки, даже используя скорость прокладки исключительно одной «Фортуны» (и не прибегая к услугам другого трубоукладчика — «Академика Черского»), участникам проекта будет по силам к середине лета. Еще два-три месяца потребуется на диагностику и подключение трубы к немецкой транспортной системе. Поэтому теоретически СП-2 сможет заработать уже в конце октября — начале ноября. Помешать этому не способны даже американские ограничения, по крайней мере, в своем нынешнем виде, поскольку санкции Вашингтона налагают запрет на строительство газопровода только на глубоководных участках, а «Фортуна» занимается прокладкой труб в мелководной акватории. Упреки Европарламента, в свою очередь, не обладают обязательной силой, являясь всего лишь призывом к Совету ЕС.

Однако нельзя исключать, что даже после своего формального завершения газопровод либо будет заполнен всего наполовину, либо ему и вовсе долгое время придется простаивать пустым. Поводов для подобных невеселых прогнозов несколько. Во-первых, весной 2020 года Европейский союз утвердил поправки в свою Газовую директиву, которые устанавливают новые требования к эксплуатации морских углеводородных маршрутов. Документ распространяется на трубопроводы, которые начинают действовать в 12 милях от берегов Германии, поэтому СП-2 попадает под новые правила. «Документ запрещает одному поставщику обеспечивать более 50% мощностей экспортной трубы, поэтому «Газпрому» придется искать возможность избежать установленные лимиты, чтобы загрузить газопровод стопроцентными объемами «голубого топлива», — считает эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Такой горький опыт у «Газпрома» уже существует — «старший брат» СП-2, трубопровод «Северный поток-1», также несколько лет не мог похвастаться работой с полной загрузкой, поскольку постоянно сталкивался с препонами в виде европейских юридических директив.

Кроме того, возможно, «Газпрому» придется искать сертификационные и страховые холдинги, которые не боятся давления Вашингтона, добавляет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Он считает, что привлечь новых партнеров — задача вполне выполнимая: таковые наверняка найдутся на азиатском и даже российском рынке, однако такой процесс займет определенное время.

«Нельзя также исключать очередных претензий со стороны зарубежных экологических организаций, аргументация которых далеко не всегда может похвастаться адекватными логическими обоснованиями, но стабильно служит дополнительной препоной для российских энергетических проектов, — утверждает Пикин. — СП-2 будет обязательно достроен, только за его полноценную эксплуатацию России еще придется побороться».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 25.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики