Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Контракт РФ и Белоруссии по нефтепродуктам ударит по Литве

Контракт РФ и Белоруссии по нефтепродуктам ударит по Литве

Транзит и перевалка белорусских нефтепродуктов является непростым вопросом, отметил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Правительство РФ подписало распоряжение о заключении соглашения о перевозке и перевалке нефтепродуктов из Белоруссии через порты в РФ. Разговор идет об отказе Белоруссии от Клайпедского порта, расположенного в Литве, и переводе транзита в Усть-Лугу.

Ситуация является следствием резкого ухудшения белорусско-литовских отношений из-за вмешательства Литвы во внутренние дела Белоруссии. Минск решил принять предложение Москвы и перенаправить топливный экспорт в Россию.

Белоруссия выбрала Усть-Лугу вместо Клайпеды

«Разговор идет о переговорах, которые должен провести Минтранс РФ с белорусской стороной, поэтому на сегодняшний день окончательные договоренности между нашими странами не достигнуты», - констатирует Юшков.

В ближайшее время начнется активная стадия торга, где белорусская сторона попросит для себя значительные льготы: особые тарифы РЖД на перевозку грузов по железной дороге и скидку на тарифы по перевалке в портах Ленинградской области.

«Белорусы постоянно указывали нам, что оба направления в России дорогие, но как только Москва дала им скидку в 50% на перевозку нефтепродуктов из Белоруссии в Ленинградскую области, в Минске сразу заявили, что российское направление конкурентоспособно по транзиту, но не по перевалке грузов», - резюмирует Юшков.

Такая тактика стандартна для Минска во время переговоров с Москвой: белорусы постоянно выпрашивают для себя новые льготы.

«Перевалка означает перегрузку нефтепродуктов с железнодорожных цистерн на танкеры. Белорусская сторона продолжит выбивать у России дополнительные скидки», - заключает Юшков.

Белоруссия экспортирует примерно 11 млн тонн нефтепродуктов в год. Согласно плану, белорусские предприятия в 2021-2023 выведут через Усть-Лугу порядка десяти млн тонн нефтепродуктов: цифра соответствует литовскому транзиту.

«Проблема заключается в том, что контракт непродолжительный. Самым оптимальным вариантом для РФ и Белоруссии является постройка нефтепродуктопровода с белорусской территории сразу в порт Усть-Луга», - констатирует Юшков.

Для того, чтобы нефтепродуктопровод был рентабельным, необходимы гарантии загрузки трубы в три-четыре млн тонн в год. Это могут обеспечить жесткие контракты и обязательства, которые возьмет на себя белорусская сторона.

«Контракт должен быть не менее, чем на пять лет, но пока мы таких условий на переговорах с Белоруссией не видим. Разговор идет о десяти млн тонн за три года, но 2021 год уже начался, а пока подпишут все соглашения на дворе будет стоять осень, поэтому рано говорить «гоп», надо дождаться того, как закончится переговорный процесс», - резюмирует Юшков.

Прогноз можно делать только на основе контракта, который Москва и Минск заключат по транзиту и перевалке белорусских нефтепродуктов, где будут прописаны конкретные сроки и условия. Без этого сложно оценивать эту ситуацию.

Белоруссия должна дать гарантии России

В декабре 2020 года Белоруссия прекратила перевалку нефтепродуктов через Клайпедский порт. Для Литвы это решение стало ударом, но пока полного разрыва торгово-экономических отношений Москвы и Вильнюса не случилось.

Белорусские грузы обеспечивают 30% перевалки в Клайпеде, но главную роль играют не нефтепродукты, а калийные удобрения. Если и они уйдут в Усть-Лугу, то тогда главный литовский порт потеряет рентабельность.

Нельзя забывать про российский интерес: белорусы требуют от РФ сверхльготных условий, но данный режим целесообразен только для долгосрочных соглашений, а не для того варианта, который лоббирует Минск.

По белорусскому направлению есть много рисков, особенно если браться за такие проекты, как нефтепродуктопровод. Для этого надо выстроить новую систему российско-белорусских отношений, а не просто подписать пару контрактов.

Пока разговор идет о предоставлении Белоруссии услуг по транзиту и перевалке нефтепродуктов.

«Российская сторона готова построить нефтепродуктопровод в Белоруссию на своей территории, но для этого нужны гарантии загрузки этих мощностей. Контракт должен быть не менее чем на пять лет и четыре млн тонн прокачки», - констатирует Юшков.

Без этого нет смысла вкладывать в это деньги: в торгово-экономических отношениях Минск часто меняет приоритеты.

«Существует вариант с переделкой одной из ниток нефтепровода «Дружба» в нефтепродуктопровод и запуском его в реверсном режиме. Данный маршрут будет длиннее, но он потребует меньших инвестиций», - резюмирует Юшков.

В контракте необходимо прописать условие «качай или плати», т. е. если белорусы не прокачают минимальный объем топлива, то они оплатят его транзит. Перед нами базовое условие соглашений в нефтегазовой сфере: вокруг этого шли стокгольмские споры «Газпрома» и «Нафтогаза» по российско-украинскому газотранспортному контракту 2009 года.

«Данное условие гарантирует инвесторам возвращение вложенных средств, но надо дождаться подписания конкретных соглашений: Белоруссия будет до последнего бороться за скидки», - заключает Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 27.01.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики