Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Контракт РФ и Белоруссии по нефтепродуктам ударит по Литве

Контракт РФ и Белоруссии по нефтепродуктам ударит по Литве

Транзит и перевалка белорусских нефтепродуктов является непростым вопросом, отметил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Правительство РФ подписало распоряжение о заключении соглашения о перевозке и перевалке нефтепродуктов из Белоруссии через порты в РФ. Разговор идет об отказе Белоруссии от Клайпедского порта, расположенного в Литве, и переводе транзита в Усть-Лугу.

Ситуация является следствием резкого ухудшения белорусско-литовских отношений из-за вмешательства Литвы во внутренние дела Белоруссии. Минск решил принять предложение Москвы и перенаправить топливный экспорт в Россию.

Белоруссия выбрала Усть-Лугу вместо Клайпеды

«Разговор идет о переговорах, которые должен провести Минтранс РФ с белорусской стороной, поэтому на сегодняшний день окончательные договоренности между нашими странами не достигнуты», - констатирует Юшков.

В ближайшее время начнется активная стадия торга, где белорусская сторона попросит для себя значительные льготы: особые тарифы РЖД на перевозку грузов по железной дороге и скидку на тарифы по перевалке в портах Ленинградской области.

«Белорусы постоянно указывали нам, что оба направления в России дорогие, но как только Москва дала им скидку в 50% на перевозку нефтепродуктов из Белоруссии в Ленинградскую области, в Минске сразу заявили, что российское направление конкурентоспособно по транзиту, но не по перевалке грузов», - резюмирует Юшков.

Такая тактика стандартна для Минска во время переговоров с Москвой: белорусы постоянно выпрашивают для себя новые льготы.

«Перевалка означает перегрузку нефтепродуктов с железнодорожных цистерн на танкеры. Белорусская сторона продолжит выбивать у России дополнительные скидки», - заключает Юшков.

Белоруссия экспортирует примерно 11 млн тонн нефтепродуктов в год. Согласно плану, белорусские предприятия в 2021-2023 выведут через Усть-Лугу порядка десяти млн тонн нефтепродуктов: цифра соответствует литовскому транзиту.

«Проблема заключается в том, что контракт непродолжительный. Самым оптимальным вариантом для РФ и Белоруссии является постройка нефтепродуктопровода с белорусской территории сразу в порт Усть-Луга», - констатирует Юшков.

Для того, чтобы нефтепродуктопровод был рентабельным, необходимы гарантии загрузки трубы в три-четыре млн тонн в год. Это могут обеспечить жесткие контракты и обязательства, которые возьмет на себя белорусская сторона.

«Контракт должен быть не менее, чем на пять лет, но пока мы таких условий на переговорах с Белоруссией не видим. Разговор идет о десяти млн тонн за три года, но 2021 год уже начался, а пока подпишут все соглашения на дворе будет стоять осень, поэтому рано говорить «гоп», надо дождаться того, как закончится переговорный процесс», - резюмирует Юшков.

Прогноз можно делать только на основе контракта, который Москва и Минск заключат по транзиту и перевалке белорусских нефтепродуктов, где будут прописаны конкретные сроки и условия. Без этого сложно оценивать эту ситуацию.

Белоруссия должна дать гарантии России

В декабре 2020 года Белоруссия прекратила перевалку нефтепродуктов через Клайпедский порт. Для Литвы это решение стало ударом, но пока полного разрыва торгово-экономических отношений Москвы и Вильнюса не случилось.

Белорусские грузы обеспечивают 30% перевалки в Клайпеде, но главную роль играют не нефтепродукты, а калийные удобрения. Если и они уйдут в Усть-Лугу, то тогда главный литовский порт потеряет рентабельность.

Нельзя забывать про российский интерес: белорусы требуют от РФ сверхльготных условий, но данный режим целесообразен только для долгосрочных соглашений, а не для того варианта, который лоббирует Минск.

По белорусскому направлению есть много рисков, особенно если браться за такие проекты, как нефтепродуктопровод. Для этого надо выстроить новую систему российско-белорусских отношений, а не просто подписать пару контрактов.

Пока разговор идет о предоставлении Белоруссии услуг по транзиту и перевалке нефтепродуктов.

«Российская сторона готова построить нефтепродуктопровод в Белоруссию на своей территории, но для этого нужны гарантии загрузки этих мощностей. Контракт должен быть не менее чем на пять лет и четыре млн тонн прокачки», - констатирует Юшков.

Без этого нет смысла вкладывать в это деньги: в торгово-экономических отношениях Минск часто меняет приоритеты.

«Существует вариант с переделкой одной из ниток нефтепровода «Дружба» в нефтепродуктопровод и запуском его в реверсном режиме. Данный маршрут будет длиннее, но он потребует меньших инвестиций», - резюмирует Юшков.

В контракте необходимо прописать условие «качай или плати», т. е. если белорусы не прокачают минимальный объем топлива, то они оплатят его транзит. Перед нами базовое условие соглашений в нефтегазовой сфере: вокруг этого шли стокгольмские споры «Газпрома» и «Нафтогаза» по российско-украинскому газотранспортному контракту 2009 года.

«Данное условие гарантирует инвесторам возвращение вложенных средств, но надо дождаться подписания конкретных соглашений: Белоруссия будет до последнего бороться за скидки», - заключает Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 27.01.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики