Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «США выдвигают невыполнимые условия»

«США выдвигают невыполнимые условия»

 

Комментарий эксперта на тему санкций США против «Северного потока-2»

Во вторник германское издание Handelsblatt со ссылкой на источники сообщило, что Соединенные Штаты готовы обсуждать отмену санкций в отношении газопроводного проекта «Северный поток-2», однако выдвигают при этом ряд условий, касающихся в первую очередь Украины. Так, США рассчитывают на пересмотр российско-украинского транзитного контракта и создание механизма, который запрещал бы использование трубы СП-2 в случае, если Россия попытается оказывать давление на Украину.

«Нефтегазовая вертикаль» попросила прокомментировать ситуацию ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова.

«Вся публикация Handelsblatt выглядит очень странно. Начать стоит с того, что даже технически снять санкции с «Северного потока-2» фактически невозможно. Запрет на строительство и финансирование проекта был введен не президентским указом, а федеральным законом США. Поэтому Байден (новый президент США Джозеф Байден. Санкции вводились при Дональде Трампе, – НГВ) единолично снять санкции не может.

Нужно принять новый федеральный закон, отменяющий тот, что утвердил санкции. То есть нужно получить одобрение от обеих палат законодателей. Учитывая, что в США есть консенсус по вопросу антироссийских санкций, то принять новый закон невозможно. И демократы и республиканцы согласны, что нужно не просто сохранять санкции против России, но и принимать новые более жесткие документы. Поэтому снять санкции не получится.

Германия лоббирует смягчение формулировок в новых законопроектах о санкциях против СП-2. Это более реальная задача. Немцы хотят убрать из санкционных законопроектов все пункты, которые могут подвести в черный список немецкие компании и органы власти. Но в ответ США, судя по публикации в СМИ, предлагают невыполнимое условие: перекрывать СП-2 в случае сокращения транзита через Украину.

Германия и Россиия уже однажды согласились на такое условие. В 2019 г. неформальная договоренность была именно такая: «Газпром» гарантирует сохранения транзита газа через Украину и тем самым доказывает, что «Северный поток-2» строится не для того, чтобы экономически наказать Украину за якобы выбрала западный путь развития. А в ответ США не должны были вводить санкции против СП-2. «Газпром» подписал пятилетний контракт (российско-украинский транзитный контракт 2019 года, – НГВ), а США санкции все равно приняли. Поэтому сейчас, второй раз, США никто уже не поверит. Кроме того, встает вопрос зачем нужны описанные в немецкой прессе договоренности. Получается, участникам СП-2 предлагают достроить газопровод в обмен на обещание его не использовать.

 

А зачем тогда его вообще строить, если нельзя будет эксплуатировать? Ведь «Северный поток-2» нужен «Газпрому», чтобы заменить поставки газа в Европу через Украину. «Газпром» этого никогда не скрывал. Украинский маршрут самый невыгодный для «Газпрома»: его протяженность больше, больше и углеродный след».

Источник: Нефтегазовая вертикаль, 02.02.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики