Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Полыхнет, как бензин? Из-за чего возник топливный кризис в Хабаровске

Полыхнет, как бензин? Из-за чего возник топливный кризис в Хабаровске

Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев сегодня заявляет, что ситуация с отсутствием бензина находится, цитируем, "под контролем". Положительные новости (по мнению пресс-службы главы края) сыпятся как из рога изобилия – 2 тыс. тонн бензина перебрасывается из хранилищ "Росрезерва", руководство Хабаровского НПЗ информирует о возобновлении поставок топлива на заправки и т.д. и т.п. Все хорошо, в общем. Но так ли это? Накануне.RU попыталось понять причину этого рукотворного топливного кризиса в экономической вотчине "Роснефти".

Первые сообщения о перебоях и отсутствии бензина на заправках в огромном Хабаровском крае начали приходить еще 22 января. К бензоколонкам поначалу стали выстраиваться очереди, а затем топливо в принципе пропало. Пик кризиса пришелся на первые числа февраля, когда на некоторых АЗС по карточкам заправлялись лишь машины различного рода служб, спецтехника и прочий подобный транспорт.

Цены на заправках при этом продолжают искусственно сдерживать, литр АИ-92 вроде бы кое-где подорожал на рубль, но последовал быстрый окрик и все вернулась к прежнему прейскуранту. Впрочем, по сообщению РИА "Новости", в Хабаровске появились объявления о продаже дефицитного бензина по 80-125 руб. за литр плюс 150-250 руб. доставка. Другие предлагают занять очередь на заправке за 1 тыс. руб. Вот такая рука рынка... Причиной возникшего дефицита называют остановку нефтеперерабатывающего завода на… плановый ремонт (!).

Повторимся, сегодня, 4 февраля пресс-служба правительства Дегтярева гордо выпускает новость о том, что поставки с Хабаровского НПЗ возобновились, то ли отремонтировали все в рекордные сроки, то ли еще что, но первая партия в 500 тонн АИ-92 на заправки уже ушла. Это, кстати, среднесуточная норма для всего Хабаровского края. Плюс, как сказали, из Сибири в срочном порядке идут составы с топливом, один из них сейчас стоит под разгрузкой, двигается еще эшелон с 2 тыс. тонн из запасов "Росрезерва". Очереди на заправках пока, впрочем, сохраняются, оно и понятно – взгляните на карту Хабаровского края, территория которого превышает по размерам многие европейские страны, и все поймете. Логистика и климат совсем "не европейские" в этих местах…

Остаются, как обычно, вопросы чисто управленческого характера и даже, если хотите, житейского. Кто и зачем создает опливный кризис просто на пустом месте, оправдывая это какими-то причинами и почему ситуация повторяется регулярно?

"В Хабаровском крае назревает новый масштабный протест, на этот раз – социальный… хабаровские автомобилисты готовятся выйти на акцию протеста", – отмечает Илья Гращенков, руководитель Центра развития региональной политики. Политолог считает, что поначалу социальные требования (бензин на заправках в необходимом объеме и по приемлемым ценам) могут закончиться требованиями политическими. А именно отставкой со своего поста врио Михаила Дегтярева, который был назначен, напомним, взамен арестованного губернатора Сергея Фургала. Дегтярев, кстати, до последнего времени как-то сильно и не акцентировал внимание на том, пойдет ли он на выборы в сентябре 2021 года – вполне можно допустить, что его устраивала до лета 2020 года карьера депутата Госдумы от ЛДПР, к Хабаровску и к Дальнему Востоку он никогда не имел никакого отношения, отсюда и отношение к нему местных жителей как к присланному временщику. С точки зрения карьеры в Хабаровске легко можно сломить шею любому политику, чего не скажешь об уютном кабинете на Охотном ряду, рисков там все-таки меньше…

Гращенков справедливо указывает, что важным фактором социального и политического обострения может стать и начало процесса над экс-губернатором Фургалом, которому прямо на днях в Следственном комитете России предъявили окончательную версию обвинений. Там и организация заказных убийств, и создание преступного сообщества, и еще разные статьи. "Это в свою очередь чревато возобновлением "фургаловского" протеста, который может наложиться на социальную напряженность", – говорит политолог.

Накануне.RU попросило прокомментировать ситуацию Игоря Юшкова, эксперта Финансового университета при Правительстве, нас интересовало, почему остановка одного НПЗ на Дальнем Востоке способна вызвать масштабный транспортный коллапс во всем регионе? И вот что он говорит:

– На всем огромном по территории ДФО работает лишь несколько нефтеперерабатывающих заводов (это Хабаровский НПЗ, заводы в Комсомольске и Ангарске, – прим.) и понятно, что остановка даже одного из них приводит к серьезным перебоям, это и произошло. Могу добавить, что вся эта ситуация с "ручным режимом" управления в топливной сфере, от добычи до переработки, так и будет раз за разом приводить к подобным кризисам. Выхода пока, по крайней мере, я не вижу.

– Но можно же, наверное, наметить какие-то шаги и реализовывать их?

– Необходимо развивать переработку на Дальнем Востоке и прежде всего за счет строительства сети малых НПЗ. Но это никому в настоящих условиях невыгодно из-за сложившейся налоговой практики и существующих механизмов того же демпфера. Крупные ВИНКи (вертикально-интегрированные нефтяные компании, – прим.) еще как-то могут работать там за счет объемов, доминирующего положения и разных других факторов, а независимые переработчики либо разоряются, либо вынуждены уходить в тень. Что мы и видим.

– А мы правильно понимаем, что достаточно большой объем рынка на Дальнем Востоке контролируется "Роснефтью"? Ведь и в деле Шпорта маячили интересы компании Сечина.

– Да, это так. Соответственно, основной объем сырой нефти идет на переработку к ним, они сами её и добывают, отсюда периодически возникают перекосы с поставками сырья для других производителей. Которых, повторюсь, практически и не осталось там.

– Правительства Якутии и еще ряда регионов в Сибири и на Дальнем Востоке время от времени обращаются в федеральный центр с просьбой профинасировать строительство собственных мощностей по переработке. Нефть же есть, почему действительно её не перерабатывать прямо на месте?

– Вопрос! Если посмотреть на тот же Китай, там было разрешено в свое время строительство небольших частных НПЗ и проблема была решена. Да, кстати, и сибирская нефть, она легкая, это особый сорт, она лучше всего годится для выработки светлых нефтепродуктов. Но еще раз вернусь к сказанному – существующая система налогообложения через демпфирующий механизм не позволяет малым производителям рентабельно работать. Крупные компании как-то справляются, небольшие – не могут себе позволить работать в убыток. Отсюда и такая плачевная ситуация. В той же Якутии добываются и нефть, и попутный газ, поставьте НПЗ, небольшой, объемы-то потребления там не гигантские, и проблему закроете. Но пока этого нет, аналогично и для Хабаровского края.

Наш собеседник также считает, что вопрос с топливом для Хабаровска и в целом для дальневосточного региона – политический. Просто потому, что еще оставшийся и выживающий там малый и средний бизнес сегодня ориентирован во многом на контакты с Китаем и прочими странами Юго-Восточной Азии. Эти связи на Дальнем Востоке гораздо сильнее, чем, например, связи с центральной Россией и даже, возможно, экономически крепче, чем с близлежащими сибирскими регионами. Так сложилось исторически и особенно за последние 30 лет, то есть с момента создания нового государства в 1991 году.

"Мне одному кажется, что кто-то внутри страны за долю малую упорно толкает Россию в ноги Китаю? Что с Западом нам теперь делить нечего, и что отныне у нас новый великий друг? Для нынешней элиты с её авуарами – это верная смерть? А Китай с такой с такой замшелой клептократией мириться не будет", – отмечает по этому поводу Никита Кричевский, доктор экономических наук.

Пойдет ли хабаровский протест вслед за "фургаловскими" акциями в предстоящие выходные, но сейчас уже из-за бензина? Мы не знаем, но напряжение точно растет. Несмотря на все недавние совещания у президента с членами Совбеза, где регион был назван "стратегическим", несмотря на осенние визиты на Дальний Восток Михаила Мишустина с раздачей поручений и обещаний. Понятно, что "ручной режим" в экономике (да и в политической сфере) давно исчерпал себя, это касается не только бензина, но и, скажем, цен на пшеницу, производители которой усиленными темпами погнали её за границу, как только цены там подросли. Опять будут постановления Правительства и следом бравурные отчеты о "победе" или все-таки в экономику придет нормальное планирование и регулирование?

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики