Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперты назвали сомнительным предложение Байдена Меркель по «Северному потоку - 2»

Эксперты назвали сомнительным предложение Байдена Меркель по «Северному потоку - 2»

Берлин и Вашингтон торгуются за российский газопровод

Канцлер ФРГ Ангела Меркель во время телефонного поздравления Джо Байдена по случаю его вступления в должность президента США не преминула задать вопрос, касающийся «Северного потока - 2» (СП-2), будущее которого остаётся туманным: «Газпром» продолжает достраивать трубу, а Вашингтон не перестает грозить новыми санкциями как российским, так и европейским участникам проекта. Как сообщают источники немецкого издания Handelsblatt, новый хозяин Овального кабинета сразу предложил свой план решения проблемы: газопровод будет достроен и заработает, но если Россия сократит транзит сырья через Украину, то на такие же объемы должен упасть экспорт по новому маршруту. Эксперты считают, что Берлин не станет поддерживать вариант Байдена в нынешней форме, однако продолжит торговаться вокруг СП-2, выторговывая для себя наиболее выгодный вариант.

Информация источников Handelsblatt крайне скудна. Известно лишь, что Байден в беседе с Меркель впервые заявил о готовности Вашингтона начать переговоры о снятии санкций с СП-2. Для достижения компромисса, Берлину предлагается предоставить пакетное решение, в соответствии с которым при сокращении транзита через Украину, поставки газа по новой трубе будут также останавливаться. Другими словами, насколько Россия сократит транзит сырья по транспортным мощностям Незалежной, на столько должен упасть экспорт по Nord Stream 2. Для Байдена такая позиция – своеобразный компромисс: он вроде как и ФРГ -своего главного союзника в Европе - не обижает, и политическую поддержку Киеву демонстрирует.

Источник Handelsblatt не сообщил о реакции немецкого канцлера. Впрочем, уже после ее разговора с Байденом председатель Христианско-демократического союз Армин Лашет, которого называют возможным преемником нынешней «железной леди» Германии, заявил, что реализация газопроводного проекта — правильный курс для его страны.

Между тем, российским экспертам предложение Байдена кажется абсурдным. Изначальной задачей СП-2, главным образом, служило не увеличение поставок российского газа в Европу, а частичный отказ от морально устаревшей украинской газотранспортной системы. Если сократить поставки через Украину и сколько же газа убрать из СП-2, то возникает вопрос: зачем надо было строить новую трубу?

По мнению замгендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, торги вокруг СП-2 являются дипломатической игрой новой администрации США с Евросоюзом. Вашингтон всегда будет пытаться помешать российско-европейскому энергетического диалогу. С одной стороны, Штаты стараются продолжить доминировать на европейской арене; с другой, надеются увеличить поставки собственного сжиженного природного газа (СПГ) на рынок стран ЕС.

«Разговоры о возможности снятия американцами санкций с СП-2 — уже позитивный результат. Однако выдвигаемые новым президентом США условия выглядят явно избыточными, — считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Ведь Россия в соответствие с заключенным с Киевом соглашением и так обязана поставлять через украинскую транспортную систему 40 млрд кубометров газа ежегодно. В прошлом году «Газпром» экспортировал через Незалежную около 56 млрд «кубов», причем даже выдал Украине аванс, поскольку оплатил поставки 65 млрд кубов. На таких же условиях будут осуществляться поставки российского «голубого топлива» по украинской системе еще четыре года, в течение которых Киев будет получать плату за прокачку 40 млрд кубов даже если фактическое значение транзита окажется ниже».

По мнению эксперта, США зря стараются помешать России с достройкой СП-2, поскольку в любом случае пока не способны увеличить экспорт «голубого топлива» в Европу рыночными способами. Например, в ноябре поставки газа из-за океана на терминалы стран Старого Света сократились почти на 40%. Сырьевые котировки в ЕС упали до минимальных отметок, поэтому экспорт углеводородов из США стал нерентабельным и американские экспортеры переориентировали большую часть свободного СПГ на азиатские рынки.

По словам руководителя отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаила Когана, газовый торг США и Европы, несомненно, будет продолжен и продолжит фокусироваться на снижении «зависимости» стран Старого Света от российского газа за счет замещения части поставок американским СПГ. Вашингтон будет добиваться сохранения востребованности газопровода через Украину, но его главной целью останется экспансия собственного СПГ на европейский рынок. Причем, американцы не побрезгуют прибегнуть к нерыночным способам достижения своей задачи — взамен за смягчение претензий к СП-2 они могут потребовать от Европы твердых долгосрочных контрактов на закупку своего сжиженного газа.

«Ценовая конъюнктура на европейских торговых площадках всегда будет более гибкой, чем на рынке СПГ, поскольку основным поставщиком в страны ЕС останется Россия, способная предоставить более низкие цены. Поэтому, скорее всего, обсуждение предложения Байдена так и не выйдет за пределы устной риторики — ФРГ на словах не будет возражать Вашингтону, но с конкретными решениями и официальным обращениями повременит. Вместе с тем, на время Берлин получил в свои руки небольшой рычаг давления на Россию, поскольку может намекнуть Москве, что есть причины получить гешефт за протекцию перед Байденом», — отмечает Пикин.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 05.02.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики