Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт по энергетике раскрыл, как нефтяная стратегия РФ принесет стране триллионы

Эксперт по энергетике раскрыл, как нефтяная стратегия РФ принесет стране триллионы

Повышение экспортной пошлины на нефть существенно увеличит прибавку к российскому бюджету. Об этом «ПолитРоссии» рассказал эксперт в области энергетической безопасности Игорь Юшков.

Начиная с 1 марта текущего года, экспортная пошлина на нефть в России будет увеличена на 5,8 доллара за одну тонну. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Министерства финансов РФ. Таким образом, ее размер вырастет на 13 % и составит 49,6 доллара за тонну. В настоящее время экспортная пошлина на нефть составляет 43,8 доллара.

По данным Минфина, средняя цена на нефть Urals за период мониторинга с 15 января по 14 февраля 2021 года составила 56,996 доллара за баррель, или 416,1 доллара за тонну. Как отметил в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, именно это обстоятельство и стало залогом повышения величины пошлины, что, в свою очередь, обернется дополнительными доходами для российского бюджета.

 

«Есть специальная формула, по которой высчитывается экспортная пошлина на нефть, и она корректируется каждый месяц, по данным Минфина. Минфин собирает статистику относительно того, сколько в среднем стоила нефть в прошлый месяц и, исходя из этого, либо уменьшает, либо увеличивает пошлину на следующий месяц. Таким образом, чем дороже нефть, тем больше получает в свою казну государство. И, соответственно, если цены на нефть снижаются, снижается и пошлина, что позволяет компаниям сохранять рентабельность», – объясняет эксперт.

 

По словам Юшкова, экспортная пошлина – это определенная доля от экспортной цены нефти, уплачиваемая нефтяными компаниями в пользу федерального бюджета. Фактически за счет нее государство снимает так называемую сверхприбыль или «природную ренту» с компаний, и эти доходы потом перенаправляются на дополнительные нужды страны. При этом сама пошлина взимается с разницы между фактической среднемесячной ценой тонны Urals и установленным нормативным значением.

Стоит отметить, что экспортная пошлина осуществляет действительно весомую прибавку к российскому бюджету. Так, компания уровня Роснефти за один год может перечислить таким образом порядка триллиона рублей. Если говорить о предприятиях поскромнее, то цифры, естественно, окажутся на порядок ниже. Однако речь все равно пойдет о десятках и даже сотнях миллиардах рублей в год. И повышение экспортной пошлины приводит лишь к увеличению таких отчислений.

 

«Мы видели, что последние пару месяцев нефть лишь дорожала. Сперва она остановилась на отметке выше 50 долларов за баррель, а в последние пару недель держится уже даже выше 60 долларов за баррель. Эти возрастающие цены вошли в период мониторинга, средняя цена выросла. И, если цена нефти будет оставаться выше 60 долларов за баррель или вовсе продолжит свой рост, то на апрель мы опять увидим повышение экспортной пошлины. И важно понимать, что это не какое-то экстренное политическое решение российских властей. Это продуманная нефтяная стратегия нашей страны, позволяющая стране увеличивать прибыль при благоприятных ценах на нефть и сохранять доходы компаний при неблагоприятных условиях», – отмечает Игорь Юшков.

 

Автор: Константин Липавский

Источник: ПолитРоссия, 15.02.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики