Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отказ Белоруссии от прибалтийских портов ускоряет интеграцию с РФ

Отказ Белоруссии от прибалтийских портов ускоряет интеграцию с РФ

Проект соглашения о перевалке нефтепродуктов в портах в России открывает большие перспективы для Белоруссии и закрывает транзиты Прибалтики, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Проект соглашения с Российской Федерацией о перевозке и перевалке нефтепродуктов республики через российские морские порты одобрил президент Белоруссии Александр Лукашенко. 

Белорусский лидер, как пишет «БелТА» со ссылкой на пресс-службу главы государства, «уполномочил министерство транспорта и коммуникаций на проведение переговоров по проекту соглашения и подписание документа при достижении договоренности в пределах одобренного проекта».

«Предварительные документы есть указание местному правительству подготовить механизм перераспределения экспорта нефтепродуктов и еще некоторых продуктов, которые шли через прибалтийские порты, в частности через Вентспилс и Клайпеду, на российские – Усть-Луга, Приморский торговый порт, Большой порт Санкт-Петербург. 

Надо понимать также, что от начала договоренности до реальной переориентации торговых потоков из Белоруссии через российские территории должно пройти много времени», - прокомментировал эксперт Станислав Митрахович решение Минска.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко грозился отвернуться от Прибалтики в августе 2020 года, когда Латвия, Литва и Эстония ввели персональные санкции, отреагировав на общественные протесты в Минске.

Министр транспорта и коммуникаций Литвы Ярослав Наркевич в ответ на угрозы белорусского лидера заявил, что вероятность отказа от прибалтийских портов равна нулю, потому что у Минска якобы нет возможности перенаправить экспортные потоки и найти альтернативные торговые пути.

Двойная выгода: торговые связи перерастают в большее

Проект одобренного белорусской стороной соглашения предполагает перевалку белорусскими предприятиями более 9,8 млн тонн грузов типа бензина, мазута и масла в российских портах на Балтике в 2021–2023 годах. Действие соглашения рассчитано до конца 2023 года включительно, но с возможностью продления. 

Готовность перевалки этих нефтепродуктов и предоставление скидок при условии заключения долгосрочных договоров исходя из планируемого объема нефтепродуктов уже подтвердили операторы морских портовых терминалов Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

«Такой альтернативный вариант замены прибалтийских маршрутов будет выгоден не только для Белоруссии, но и для Российской Федерации, которая получает возможность загружать свои порты и шанс стратегического движения на белорусские предприятия. Дальнейший шаг должны сделать российские компании, например, организовав приватизацию активов, урбанизацию налогового и гражданского законодательства, возможно, утверждение единых кодексов.

В будущем также страны могут начать двигаться в сторону наднациональных органов управления, связанных с созданием Союзного государства, а также задумаются о единой валюте или чем-то подобном. Чем ближе страны становятся в транзите, тем лучше для обеих», - подчеркнул эксперт.

Ожидается, что в скором времени Российская Федерация и Белоруссия подпишут также соглашение о сотрудничестве в области транспортной безопасности, которое ускорит формирование унифицированного механизма взаимодействия между государствами, обеспечивающего своевременные выявление, предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Минск меняет маршруты в ущерб прибалтам

Инфраструктура прибалтийских стран от переориентации белорусской стороны значительно пострадает. Порты и железная дорога Литвы, Латвии и Эстонии окажутся минимально востребованными и экономически оправданными. Подтверждают вероятность подобных перспектив и заявления политических деятелей стран Балтии, которые призывают к кооперации и сохранению транзита с Минском. 

Белоруссия стратегически выигрывает от решения использовать российские порты. Единственная возможная, но, рассказывает Станислав Митрахович, невыгодная альтернатива для Минска заключается в сближении со странами коллективного Запада. Но отрыв от Российской Федерации приведет к проблемам в белорусской экономике.

Поэтому президент Александр Лукашенко не рискнет дружбой с Москвой и выберет развитие и реализацию проекта соглашения о перевозке и перевалке нефтепродуктов республики через российские морские. Однако Москве для уверенности в необходимости вложений в инфраструктуру, предполагает эксперт Митрахович, нужно получить гарантии от Минска, что белорусская сторона не откажется от подобного стратегического выбора. Подтверждение даст российской стороне запал на инвестиции в железные дороги, порты, нефтепроводы и другие объекты.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 17.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики