Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Отказ Белоруссии от прибалтийских портов ускоряет интеграцию с РФ

Отказ Белоруссии от прибалтийских портов ускоряет интеграцию с РФ

Проект соглашения о перевалке нефтепродуктов в портах в России открывает большие перспективы для Белоруссии и закрывает транзиты Прибалтики, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Проект соглашения с Российской Федерацией о перевозке и перевалке нефтепродуктов республики через российские морские порты одобрил президент Белоруссии Александр Лукашенко. 

Белорусский лидер, как пишет «БелТА» со ссылкой на пресс-службу главы государства, «уполномочил министерство транспорта и коммуникаций на проведение переговоров по проекту соглашения и подписание документа при достижении договоренности в пределах одобренного проекта».

«Предварительные документы есть указание местному правительству подготовить механизм перераспределения экспорта нефтепродуктов и еще некоторых продуктов, которые шли через прибалтийские порты, в частности через Вентспилс и Клайпеду, на российские – Усть-Луга, Приморский торговый порт, Большой порт Санкт-Петербург. 

Надо понимать также, что от начала договоренности до реальной переориентации торговых потоков из Белоруссии через российские территории должно пройти много времени», - прокомментировал эксперт Станислав Митрахович решение Минска.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко грозился отвернуться от Прибалтики в августе 2020 года, когда Латвия, Литва и Эстония ввели персональные санкции, отреагировав на общественные протесты в Минске.

Министр транспорта и коммуникаций Литвы Ярослав Наркевич в ответ на угрозы белорусского лидера заявил, что вероятность отказа от прибалтийских портов равна нулю, потому что у Минска якобы нет возможности перенаправить экспортные потоки и найти альтернативные торговые пути.

Двойная выгода: торговые связи перерастают в большее

Проект одобренного белорусской стороной соглашения предполагает перевалку белорусскими предприятиями более 9,8 млн тонн грузов типа бензина, мазута и масла в российских портах на Балтике в 2021–2023 годах. Действие соглашения рассчитано до конца 2023 года включительно, но с возможностью продления. 

Готовность перевалки этих нефтепродуктов и предоставление скидок при условии заключения долгосрочных договоров исходя из планируемого объема нефтепродуктов уже подтвердили операторы морских портовых терминалов Ленинградской области и Санкт-Петербурга.

«Такой альтернативный вариант замены прибалтийских маршрутов будет выгоден не только для Белоруссии, но и для Российской Федерации, которая получает возможность загружать свои порты и шанс стратегического движения на белорусские предприятия. Дальнейший шаг должны сделать российские компании, например, организовав приватизацию активов, урбанизацию налогового и гражданского законодательства, возможно, утверждение единых кодексов.

В будущем также страны могут начать двигаться в сторону наднациональных органов управления, связанных с созданием Союзного государства, а также задумаются о единой валюте или чем-то подобном. Чем ближе страны становятся в транзите, тем лучше для обеих», - подчеркнул эксперт.

Ожидается, что в скором времени Российская Федерация и Белоруссия подпишут также соглашение о сотрудничестве в области транспортной безопасности, которое ускорит формирование унифицированного механизма взаимодействия между государствами, обеспечивающего своевременные выявление, предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Минск меняет маршруты в ущерб прибалтам

Инфраструктура прибалтийских стран от переориентации белорусской стороны значительно пострадает. Порты и железная дорога Литвы, Латвии и Эстонии окажутся минимально востребованными и экономически оправданными. Подтверждают вероятность подобных перспектив и заявления политических деятелей стран Балтии, которые призывают к кооперации и сохранению транзита с Минском. 

Белоруссия стратегически выигрывает от решения использовать российские порты. Единственная возможная, но, рассказывает Станислав Митрахович, невыгодная альтернатива для Минска заключается в сближении со странами коллективного Запада. Но отрыв от Российской Федерации приведет к проблемам в белорусской экономике.

Поэтому президент Александр Лукашенко не рискнет дружбой с Москвой и выберет развитие и реализацию проекта соглашения о перевозке и перевалке нефтепродуктов республики через российские морские. Однако Москве для уверенности в необходимости вложений в инфраструктуру, предполагает эксперт Митрахович, нужно получить гарантии от Минска, что белорусская сторона не откажется от подобного стратегического выбора. Подтверждение даст российской стороне запал на инвестиции в железные дороги, порты, нефтепроводы и другие объекты.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 17.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики