Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Зима 2021 года подтвердила доминирование российского газа в Европе

Зима 2021 года подтвердила доминирование российского газа в Европе

Холодная зима подтвердила значение российского газа для экономики ЕС, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Холодная зима в Европе привела к истощению запасов сырья в подземных хранилищах газа (ПХГ) старого континента. Компания «Газпром» сообщает, что из европейских ПХГ поднято 55,5 млрд кубов газа. Темпы процесса уже на треть выше, чем за прошлую зиму, когда европейская экономика еще нормально развивалась до пандемии COVID-19. 

Энергетика ЕС пострадала из-за морозов

По данным Gas Infrastructure Europe, запасы газа в европейских ПХГ находятся ниже отметки в 40%, а еще 11 дней назад они были на уровне в 50%. Таким образом, мороз 2021 года деморализовал европейцев после двух теплых зим подряд.

Только ФРГ с 1 по 10 февраля увеличила закупки газа в РФ на 47,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Пока непонятно, чем закончится сложившаяся ситуация, но газ отыграл кризис прошлого года, который был связан с тремя факторами.

Во-первых, теплая зима и снижение потребления газа в ЕС. Во-вторых, «коронакризис», сказавшийся на мировой энергетике, а в-третьих, переговоры РФ и Украины конца 2019 года, когда существовала угроза прекращения транзита российского газа через Украину. 

По данным причинам европейцы до краев забили свои ПХГ в 2019 году, а сформировавшиеся запасы реализовали только через год.

«С точки зрения функционирования системы сокращение запасов в ПХГ является нормальной практикой. Эти хранилища и создаются для того, чтобы покрыть зимний спрос и компенсировать сезонную неравномерность потребления», – заключает Гривач.

По контракту РФ и Украины 2019 года выгодней транзитировать газ не в пики потребления, а в течение года. Контракт был составлен так, что в случае превышения дневного лимита заказчику придется платить по сверхставке за транзит.

Из-за этого 40 млрд кубов, которые «Газпром» должен транзитировать через Украину в 2020-2024 годах, выгодно растягивать по дистанции всего года. Этим «Газпром» и занимается, тем более многие ПХГ в Европе контролируются компанией. 

«Зима еще не закончилась, и есть риск, что холодным будет и начало весны. В результате конец отопительного сезона в Европе также может быть холоднее, чем обычно, а при опустошенных хранилищах это создает риски»,– констатирует Гривач.

Ситуация оказывает негативное воздействие на безопасность газоснабжения ЕС. Если морозы будут стоять еще месяц, то в ЕС возникнет угроза дефицита российского газа: по украинской ГТС большие объемы сырья доставлять технологически сложно.

«Риски для европейцев продолжают формироваться. Если март будет холодным, не говоря уже про апрель, то у ЕС и других европейских стран возникнут проблемы с обеспечением газа», – резюмирует Гривач.

Мороз потащил цены на газ вверх

В декабре «Газпром» рассчитал среднюю цену на российский газ в Европе на 2021 год: она составила 170 долларов за тысячу кубов. Это на 35% больше цены, заложенной в бюджет компании в 2020 году.

«Если в Евросоюзе будет дефицит газа, то, учитывая хабовую систему ценообразования, это приведет к резкому росту цен. Мы наблюдали это на азиатских рынках в январе, где цены вросли в десятки раз. Сейчас это происходит в районе Мексиканского залива, где произошли перебои с поставками и случились аномальные холода», – заключает Гривач

Губернатор штата Техас запретил экспорт газа в другие регионы США как минимум до 21 февраля. В регионе из-за морозов возник кризис, который может сказаться на мировом нефтяном рынке за-за падения добычи сырья в Техасе.

«Цены на газ в США вчера были выше европейских. В некоторых газотранспортных системах они составляли немыслимые цифры – десятки тысяч долларов за тысячу кубометров. Это вызов для всех энергетических систем. Волатильность стала угрозой для нормального функционирования нефтегазовой экономики», – констатирует Гривач.

Аналогичным образом дела идут в ЕС, который находится под давлением «коронакризиса» и ситуации с «Северным потоком – 2». Проект должны были построить в 2020 году и тем самым закрыть проблемы европейских потребителей с поставками газа.

«Европе нужно укреплять энергетические отношения с РФ, а не усложнять. Если бы «Северный поток – 2» был бы реализован, как предполагалось, в 2020 году и сегодня работал, то проблем с газом у европейцев не было», – резюмирует Гривач.

Альтернативы российскому газа у европейцев нет, так что задержка строительства «Северного потока – 2» создает ЕС исключительные трудности. 

«С «Северным потоком – 2» ЕС было бы гораздо надежней, а европейские потребители уверенней смотрели бы в будущее, в том числе и с точки зрения ценовых качелей на газ, которые в настоящее время продолжаются», – заключает Гривач.

В 2019 году европейские государства закупили у «Газпрома» 197 млрд кубов газа. В 2020-м суммарная цифра была скромнее, но составила солидные 179,3 млрд кубов, а основное снижение пришлось после пиков 2019 года на первую половину прошлого года.

Главной проблемой в 2020 году были цены, а не объем поставок, который стал одним из рекордных в истории.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 19.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики