Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Москва и Минск договорились о перевалке белорусских нефтепродуктов в российских портах

Москва и Минск договорились о перевалке белорусских нефтепродуктов в российских портах

Документ предусматривает перевалку в портах РФ почти 10 млн тонн мазута, бензина и масел, произведенных в Белоруссии

Россия и Белоруссия в пятницу подписали соглашение об организации перевалки белорусских нефтепродуктов в портах РФ, передает ТАСС. Соглашение действует до конца 2023 года с возможностью автоматического продления.

Документ предусматривает перевалку в российских портах на Балтике почти 10 млн тонн мазута, бензина и масел, произведенных в Белоруссии. По словам главы Минтранса Виталия Савельева, первые поставки начнутся в марте. Он добавил, что российская сторона согласилась на «существенные скидки», чтобы обеспечить паритет с Прибалтикой по стоимости перевалки белорусских нефтепродуктов.

Подписание межправительственного соглашения еще не означает, что белорусские нефтепродукты пойдут в российские морские порты. Ситуацию комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

— Сначала был проект соглашения на межправительственном уровне, потом само соглашение одобрил Лукашенко. И теперь на уровне министерства транспорта подписано соглашение, что возможно перенаправление этих грузов. Но эти грузы пока не идут в российские порты, потому что нет коммерческих соглашений. РЖД ничего не везет без документов, соответственно, Белоруссия не обращается за этими документами. Поэтому я бы не был так уверен, что эти нефтепродукты вот-вот пойдут, потому что Белоруссия явно хочет с Литвы перенаправить эти грузы. Но Литва заявляет, что она в феврале вообще не получала нефтепродукты. Клайпедский терминал не переваливает белорусские нефтепродукты в феврале. И вопрос — куда они ушли, если они в феврале уже ушли, но до сих пор до российских портов не дошли. Возникает версия о том, что Белоруссия использует фактор переговоров с Россией, чтобы сбить цену на перевалку и транзит. И на самом деле эти грузы могут уйти в Латвию, а не на российские порты. Поэтому я бы все-таки дождался коммерческих контрактов с портами Ленинградской области и с РЖД, и вот тогда уже можно будет говорить, что действительно перенаправлены белорусские нефтепродукты с Литвы на Россию. Пока что они ушли из Литвы, но непонятно, куда пришли. В России таких грузов пока нет. Пока еще интрига сохраняется, куда же все-таки пойдут белорусские нефтепродукты.

— Может ли такое соглашение означать, что Белоруссия от Клайпеды отказывается?

— Я думаю, что да. По крайней мере, пока, на современном этапе их политических отношений. Белоруссия пытается разорвать с Литвой экономические отношения и тем самым наказать ее за недружественные политические действия.

Ранее основным портом, через который поставлялись на экспорт белорусские нефтепродукты, была литовская Клайпеда. Но в декабре 2020 года стало известно, что Белорусская нефтяная компания приостановила перевалку нефтепродуктов в Клайпеде. В Вильнюсе заявляли, что это было сделано по политическим причинам.

Источник: BFM.RU, 19.02.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики