Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев берет под контроль транзит солярки из России

Киев берет под контроль транзит солярки из России

СНБО решил вернуть в госсобственность имеющий оборонное значение нефтепровод

Власти Украины решили национализировать участок трубопровода «Самара — Западное направление», по которому дизельное топливо из России и Белоруссии поступает для нужд «незалежной», а также в Европу. Речь идет о ветке, протяженностью около 1,5 тыс. км, которую эксплуатирует ООО «ПрикарпатЗападтранс».

Дело в том, в Киеве вдруг вспомнил, что магистральный трубопроводный транспорт имеет важное стратегическое значение. И приняли решение изъять трубу в пользу государства, а также провести проверку, как такой объект оказался в собственности коммерческой структуры.

Этот «важный вопрос энергетической безопасности» был поднят в пятницу, 19 февраля, на заседании СНБО в присутствии президент страны Владимира Зеленского. Глава Совбеза Алексей Данилин выразил на совещании недоумение, почему нефтепроводом незаконно пользуются иностранные компании, которыми владеют украинцы. Ему, как он сказал, это «непонятно», поскольку приватизации этого объекта через Фонд госимущества не было.

По открытым источникам можно судить, что «ПрикарпатЗападтранс» владеют двое: Анатолий Шефер, являющийся резидентом Швейцарии, и белорусский бизнесмен Николай Воробей. Однако в ряде украинских СМИ эту компанию упорно пытаются связать с одним из руководителей «Оппозиционной платформы — За жизнь», депутатом Верховной Рады Виктором Медведчуком.

Более того, издание «Страна» выдвинула версию о том, что и санкции, введенные против политика и его жены Оксаны Марченко на Украине (все их имущество и бизнес, как известно, заблокированы с формулировкой «за финансирование терроризма»), имеют отношение к этому активу.

Хотя тот же Данилов о такой взаимосвязи на брифинге после известного совещания прямо не заявлял.

Украинские журналисты также обратили внимание на то, что «нефтепроводная тема» резко активизировалась на днях, после того, как НАБУ вручило подозрение эксперту, чей вывод лег в основу судебного вердикта, по которому в 2017 году «ПрикарпатЗападтранс» получил контроль над частью трубы. Но и само антикоррупционное ведомство — замечает «Страна» — ничего не говорило о принадлежности компании Медведчуку.

Тем не менее, чтобы развеять все слухи и спекуляции на эту тему, 11 февраля ОПЗЖ сделала официальное заявление, в котором указано, что «ни Медведчук, ни члены его семьи не имели и не имеют никакого отношения к упомянутому активу, как и к поставкам и реализации дизельного топлива и сжиженного газа».

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила директора киевского Центра политического маркетинга Василия Стоякина:

— На самом деле, вопрос сложный. Главным образом, потому, что вопросы относительно права собственности на те или иные активы на территории Украины вообще непрозрачны. То есть, огромным количеством предприятий, объектов, в том числе и стратегического значения, владеют офшорные компании, находящиеся формально где-то на Кипре или на Каймановых островах. А, в действительности, непонятно, где. И, самое главное, совершенно неясно, кто является конкретным выгодополучателем.

Что касается данного продуктопровода, то — да, были заявления о том, что он якобы принадлежит Медведчуку или Оксане Марченко. Но если Медведчук говорит, что это не так, не верить ему не возбраняется. Просто я — не в теме.

Правда, насколько я знаю Виктора Владимировича, если ему что-то не принадлежит, то он прямо об этом и говорит. Поэтому его заявлению я верю больше, чем заявлению Данилова.

Насколько я понимаю, «операция» с этим нефтепродуктопроводом является составляющей кампании по давлению на Виктора Медведчука — лично, и на возглавляемую им политическую партию.

На первом этапе были запрещены незаконным образом три телевизионных канала. Сейчас пытаются при помощи введения санкций выбить финансовые инструменты и возможности восстановления их работы, финансирования партии и всего остального.

На самом деле, куда более значимые персональные санкции, которые введены против Медведчука, чем истерика вокруг этого нефтепровода. Потому что, кому он принадлежит, действительно, непонятно.

А то, что народному депутату сейчас юридически запрещено пользоваться его собственностью, это просто беспрецедентно.

«СП»: — Как вообще такое возможно без суда?

— Вы о чем? Это чистейшей воды силовой прием. Нет ни решений суда, ни подозрений о совершении преступления. Нет, по-моему, даже уголовного дела никакого.

«СП»: — Зато присутствует громкая формулировка — «за финансирование терроризма»…

— Понимаете, я прослушал заявление Данилова и из него не следует, что есть какие-то юридические факты, свидетельствующие о том, что Медведчук где-то как-то что-то финансировал. Из выступления секретаря Совбеза следует, что он контролирует какой-то нефтеперерабатывающий завод на территории России, продукция которого продается на Украине, в том числе, через Донбасс.

Но, во-первых, такие вещи следует доказывать, опять-таки, в суде. А я почему-то думаю, что до суда они это дело не донесут.

Хочу еще один интересный факт напомнить — это по поводу «финансирования терроризма».

Когда в Верховной Раде группа депутатов от «правых» фракций предложила, в принципе, запретить торговлю нефтепродуктами между Украиной и Россией, то в Раду срочно приехал представитель Генерального штаба и устроил дикую истерику. На том основании, что украинские танки, на самом деле, ездят на российском дизельном топливе.

«СП»: — По этой ветке дизельное топливо как раз и поступает. Так, может, кто-то на Украине просто захотел передел собственности устроить и прибрать этот актив себе?

— Теоретически такое может быть. Но это слишком хитрая игра для нынешней администрации.

Вот в году позапрошлом можно было бы с легкостью предположить, что, допустим, Игорь Коломойский, имеющий значительные интересы в нефтегазовой сфере, мог озаботиться получением контроля над таким объектом.

Причем, Игоря Валерьевича, как я понимаю, вполне устроило бы и то, что сам по себе объект возвращается в государственную собственность. Потому что у него есть хорошие «хвосты» в менеджменте и соответствующих государственных компаниях, и такая схема могла быть ему интересной.

Но это было актуально полтора года назад. А сейчас Зеленский от своего бывшего благодетеля старательно отгораживается.

Поэтому у меня нет уверенности, что это делается в его интересах. И нет уверенности, что это может делаться в интересах какого-то другого украинского олигарха, из тех, которые сейчас более близки украинской власти, чем Коломойский.

Мне почему-то кажется, что это чистый политический ход. Причем, на уровне именно компетенции нынешней администрации. Они где-то, когда-то слышали, что нефтегазовый бизнес между Украиной и Россией каким-то образом связан с Медведчуком, и решили нанести «решительный удар», чтобы подорвать позиции Медведчука.

В любом случае, можно будет заявить о своей решительной победе.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков считает, что «внутривидовая украинская борьба», скорей всего, никак отразится на транспортировке нефтепродуктов в Европу:

— Нефтепродуктопровод идет по маршруту из России на территорию Белоруссии, где как раз разделяется на две ветки. Первая идет на север, через Новополоцкий НПЗ, в Латвию. А вторая — та самая — идет через Мозырский НПЗ транзитом по Украине в Венгрию.

И сейчас речь идет именно об этой южной ветке на украинском участке.

В год через нее прокачивается от полутора до двух миллионов тонн дизельного топлива. Никаких проблем, на самом деле, здесь с украинской стороной не было. И не факт, что они возникнут из-за смены собственника. России в целом все равно, кто там владеет трубой, главное, чтобы он не политизировал этот вопрос, а нормально работал.

Если они начнут ставить какие-то условия, из серии «российское качаем с повышенной ставкой транзита» или «российское не качаем», или какие-то политические придирки начнутся, то тогда просто эта труба будет осушена.

Теоретически, есть мощности, чтобы перекинуть все на другие направления. Опять же, можно возить тот же самый дизель в европейские страны морем.

Поэтому шантажировать здесь Россию не получится. Если они там между собой просто делят прибыль, то на наши интересы это не повлияет. Будет не один, так другой получать эти деньги.

Автор: Светлана Гомзикова

Источник: Свободная пресса, 21.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики