Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяная «Дружба» с Россией стала для Европы дорогой

Нефтяная «Дружба» с Россией стала для Европы дорогой

Российские компании хотят, чтобы европейские клиенты платили за нефть, получаемую по нефтепроводу «Дружба», больше. Однако те из-за низкой маржи нефтепереработки не готовы к этому. Поэтому, например, польские компании собираются снизить закупки сырья из России.

До конца февраля «Роснефть» и польский PKN Orlen могут подписать новый двухлетний контракт о поставках нефти сорта Urals на Плоцкий НПЗ по нефтепроводу «Дружба». Предыдущий истек в январе. Как сообщает Argus со ссылкой на участников рынка, основные условия контракта уже согласованы. Так, в марте PKN Orlen получит 300 тыс. тонн. Это на 150−250 тыс. тонн меньше, чем по предыдущему контракту.

В то же время, отмечает Argus, «Роснефть» не планирует заключать новый долгосрочный контракт с другим польским переработчиком — Grupa Lotos. Его поглотил в прошлом году PKN Orlen. Участники рынка не исключают, что «Роснефть» будет поставлять на Гданьский НПЗ спотовые объемы. До этого российская компания отправляла туда не менее 200 тыс. тонн в месяц.

Высвободившиеся объемы «Роснефть» планирует отправлять через балтийские порты трейдерам Glencore и Trafigura, с которыми у компании действуют контракты о предэкспортном финансировании.

Российские поставщики добиваются повышения цены на Urals и при поставках по «Дружбе» в Германию. Однако, замечает Argus, покупатели неохотно идут на уступки, так как Европа по-прежнему испытывает низкий спрос на моторное топливо из-за пандемии и маржа при нефтепереработке и так низкая. Агентство отмечает, что в начале года другая российская компания, «Сургутнефтегаз» остановила отгрузки на НПЗ Total в Лейне, так как компаниям не удалось договориться о цене на 2021 год. «Роснефть» в свою очередь сохранила объемы поставок в Германию.

Источники Reuters заметили, что в 2020 году более низкие затраты на экспорт российской нефти через порты сделали поставки по «Дружбе» менее выгодными.

«Роснефть» настаивала на более высокой цене в новом контракте, чтобы трубопроводные поставки были такими же выгодными, как и морские. Но PKN Orlen решил снизить объемы закупки», — сказал собеседник Reuters.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков полагает, что российские компании хотят сделать все поставки равнодоходными.

«В условиях ограниченной добычи мы не можем поставлять нефть по всем направлениям в том объеме, на который есть спрос. Сейчас отправлять морем для компаний стало выгоднее. И они фактически сказали тем европейским потребителям, которые получают нефть по „Дружбе“: если хотите покупать у нас нефть, платите столько же, сколько и другие клиенты, покупающие нефть сорта Urals морем. Чтобы поставки для российских компаний стали равнодоходными», — говорит эксперт. Он добавляет, что если кто-то сокращает закупки российской нефти и считает, что сможет найти более выгодный вариант, то ничего страшного не произойдет для самих российских компаний. Они свои средства от продаж получат в любом случае.

«Просто высвободившиеся объемы продадут другим покупателям. Вполне возможно, что и Польша сокращает закупки не из-за того, что ее цена не устраивает и она найдет нефть дешевле. Все-таки польские НПЗ настроены именно под переработку сорта Urals. Польше просто некуда девать столько нефтепродуктов в условиях сократившегося спроса из-за коронавируса. Поэтому они подписали контракт на меньший объем. А когда спрос на топливо восстановится, то Польша сможет докупать дополнительные объемы либо по новому контракту, либо на спотовом рынке», — заключает ведущий аналитик ФНЭБ.

Источник: EADaily, 19.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики