Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Вашингтон оценил собственные санкции

Вашингтон оценил собственные санкции

Как ограничения влияют на строительство «Северного потока-2»

Американские власти считают санкции против «Северного потока-2» эффективными. Госдеп насчитал минимум 18 европейских компаний, которые вышли из проекта из-за угроз Вашингтона. В понедельник США внесли в черный список российское судно-трубоукладчик «Фортуна» и его собственника — фирму «КВТ-Рус». Что это значит для проекта? Выяснял Григорий Колганов. 

О том, что почти два десятка компаний вышли из проекта, по информации немецкой газеты Der Tagesspiegel, доложил Госдепартамент США Конгрессу. Среди отказавшихся работать с Россией германский строительный концерн Bilfinger SE и дочерняя структура страховщика Munich Re Syndicate. Они намерены исполнять закон США «О защите европейской энергетической безопасности» (PEESA). Как раз под него в понедельник попала «Фортуна» и ее владелец. Ранее трубоукладчик угодил в санкционный список в рамках акта «О противодействии противникам Америки посредство санкций» (CAATSA).

Но во всем этом нет ничего нового, говорит эксперт по энергетике Финансового университета Станислав Митрахович. И массовый выход европейцев, и новые ограничительные меры в худшем случае способны затормозить проект, но не остановить его. «18 компаний — звучит эффектно, но мы же знали, что они постепенно выходили из проекта. “Фортуна”, действительно? была под санкциями, они дополнительно ужесточаются, с ней и так никто не будет работать из американцев. Но это же не принципиально для реализации проекта. Пока Германия в проекте заинтересована, найти решение проблем, мне кажется, будет возможно, но, наверное, с задержкой сроков строительства»,— полагает Митрахович.

При этом представитель Госдепа США Нед Прайс заявил, что Вашингтон считает санкции, применяемые против «Северного потока-2», работающими. Неужели американские власти попросту пытаются сохранить хорошую мину при плохой игре? Такого мнения придерживается заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач: «Администрация Байдена пытается создать более конструктивный фон для переговоров с Европой о будущем трансатлантического сотрудничества. С другой стороны, они находятся под огнем критики со стороны Конгресса, который считает “Северный поток-2” одним из главных зол, угрожающих интересам США. И тут получается, что Байден, который не вводит санкции, попустительствует. Перед ним встает вопрос, как выйти из этой ситуации, сохранив лицо».

Получается, американские санкции — не более чем сотрясание воздуха? И ничто не способно помешать достройке газопровода? В этом не уверен партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, он предрекает дальнейший массовый исход европейцев из проекта. Кроме того, есть и сугубо технические проблемы, решение которых пока не просматривается. «Санкции могут затронуть не только двух страховщиков, которые уже вышли оттуда, не только сертификационную компанию, пойдут еще и другие следом за ними, потому что ссориться с американцами никому не хочется. В германских территориальных водах пока запрещены все работы, поскольку был иск от природоохранной организации, пришлось приостановить все разрешения. В датских водах есть отрезки на глубинах, которые тоже не уложены. Я не знаю, как там они будут работать»,— говорит Крутихин.

Власти Германии в лице главы комитета Бундестага по энергетике Клауса Эрнста заявили, что шансы отговорить Вашингтон от санкционного курса еще есть. А если сделать это не удастся, государства Евросоюза должны выработать единую стратегию противодействия ограничительным мерам. В Госдепартаменте, в свою очередь, подчеркивают, что «было бы неправильно думать о санкциях как о единственном инструменте в нашем арсенале». И в этом, пожалуй, главная проблема «Северного потока-2». Даже если он будет достроен в скором времени, его злоключения не закончатся, констатирует Станислав Митрахович из Финансового университета:

«Будет большая борьба за то, чтобы его заполнять, споры о том, на какую мощность.

Внутри самой Германии будут сторонники того, чтобы его использовать не на полную мощность. Хотя с точки зрения экономики это абсурд — здесь немецкий бизнес вложился. Есть отдельные страны вроде Польши, которые будут подавать иски по аналогии с газопроводом Opal. Может быть, немцев заставят какой-то документ подписать, который будет ограничивать работу “Северного потока-2” по каким-то внешним причинам типа ситуации с Украиной или еще с чем-то».

По сообщениям немецких СМИ, новая американская администрация дала понять Берлину, что готова и вовсе отказаться от санкций против проекта в случае сохранения объемов транзита газа через Украину. В Москве такие условия назвали унизительными для Германии. Европейцы обещали подумать.

Автор: Григорий Колганов

Источник: Коммерсантъ FM, 24.02.2021 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики