Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ради "энергетической независимости" Украина рискнет экономикой

Ради "энергетической независимости" Украина рискнет экономикой

Украина анонсировала "отключение" страны от российской и белорусской энергосистем до конца 2023 года. О том, кому "убудет" от данного решения – России и Беларуси, или же самой Украине – читайте в материале Sputnik.

Министры иностранных дел Украины и Литвы – Дмитрий Кулеба и Габриелюс Ландсбергис – в минувший вторник провели совместный брифинг, в ходе которого обсудили планируемую интеграцию Украины в европейскую энергосистему и отключение от российской и белорусской систем.

По словам Кулебы, такой шаг обеспечит Украине энергетическую безопасность и позволит ограничить импорт электроэнергии из России и Беларуси. Однако сегодня энергетическая отрасль страны пребывает в энергетическом кризисе и от коллапса страну спасли именно поставки электроэнергии из России и Беларуси.

По протоптанной дороге

Литовская сторона высказывает обеспокоенность тем, что белорусская электроэнергия, вырабатываемая в том числе на БелАЭС, поставляется на украинский рынок. Как в ходе брифинга заявил Ландсбергис, покупка Украиной энергии у Беларуси может поспособствовать дальнейшему развитию "опасной" атомной электростанции в Островце.

В свою очередь Кулеба пояснил, что украинская энергосеть еще с советских времен является частью единой сети, которая включает в себя Беларусь и Россию – это значит, что недостаток электроэнергии страна может компенсировать лишь за счет перетоков из этих государств.

Однако сейчас Украина по примеру Литвы планирует "отрезать" себя от соседей и интегрироваться в европейскую энергосистему. "Мы планируем сделать это до конца 2023 года", – заявил министр иностранных дел.

После реализации данного плана, по его словам, поступления белорусской энергии на Украину будут физически невозможны.

Заявленные Украиной цели всего проекта – повышение надежности устойчивости украинской энергосистемы, расширение возможностей обмена электроэнергией с западными соседями, усиление конкуренции на внутреннем рынке и создание возможности для работы на энергетическом рынке Европы.

Однако стоит напомнить, что из себя представляет пример Литвы, которому, согласно заявлению Кулебы, собирается последовать Украина. С конца 1983 года в Литве эксплуатировалась Игналинская АЭС (мощность – 2,6 тыс. МВт, – Sputnik), вырабатывавшая до 70% необходимой стране электроэнергии.

Одним из условий вступления балтийской страны в Европейский союз стало требование прекратить эксплуатацию этой станции. В результате в 2004 году был остановлен первый энергоблок станции, в 2009 году – второй. Занимавший на тот момент должность премьер-министра Литвы Андрюс Кубилюс тогда выступил с заявлением, что страна еще несколько лет будет ощущать трудности, связанные с закрытием АЭС, а стоимость электроэнергии возрастет на 30%.

Таким образом, из государства, которое могло себе позволить экспортировать электроэнергию, Литва превратилась в страну, которая может обеспечить лишь четверть от собственной потребности в электричестве.

Сегодня республика импортирует электроэнергию из Швеции по энергомосту NordBalt (номинальная мощность – 700 МВт), который за четыре года работы неоднократно ломался, что провоцировало рост тарифов. Также электричество импортируется из Польши по энергомосту LitPol Link (номинальная мощность – 500 МВт).

Себе во вред

Для достижения "энергетической независимости" от России и Беларуси и подключения украинской энергосистемы к европейской государственная компания "Укрэнерго" летом 2017 года заключила договор с Европейской сетью системных операторов передачи электроэнергии, объединяющей компании из 36 стран (ENTSO-E).

"Мы ожидаем, что уже в середине следующего года ENTSO-E сформулирует свой технический вердикт относительно того, что украинская энергосистема способна присоединиться к европейской без каких-либо негативных последствий для обеих энергосистем", – заявил в феврале в ходе форума Ukraine30 председатель правления "Укрэнерго" Дмитрий Кудрицкий.

В настоящее время, по его словам, планируется график проведения тестов в изолированном режиме, когда Украина будет на короткое время отсоединяться от энергосистем России и Беларуси и одну-две недели работать автономно – без помощи соседей. "Это последний организационный и технический шаг, который будет предшествовать синхронизации", ‒ резюмировал Кудрицкий.

Однако эксперты оценивают планы Украины куда менее оптимистично.

Ведущий аналитик российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что Киеву будет крайне сложно отсоединиться от российской и белорусской энергосистем и интегрироваться в европейскую до конца 2023 года, поскольку времени осталось мало, а никаких реальных действий (таких, как строительство инфраструктуры и перемычек с европейскими странами) не наблюдается.

Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич соглашается, что реальных шагов в направлении Европы все еще не сделано. "По официальным данным, порядка 400 млн евро должно быть потрачено на технические мероприятия для последующей синхронизации с Европой – нужно почти заново построить энергетическую инфраструктуру страны", – заявил эксперт.

"Чисто технологически перейти в режим изолированной работы к концу 2023 года возможно – это совершенно нерационально с технологической и экономической точек зрения, но возможно, – отмечает старший эксперт российского Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. – Однако я не уверен, что европейские страны будут готовы к присоединению Украины. Если после присоединения в стране пройдет блэкаут или масштабное отключение электричества, что нередко происходит на постсоветском пространстве, это может серьезно дестабилизировать работу соседних энергосистем – Польши, Венгрии, Румынии, Словакии".

По его словам, Киеву понадобится очень много денег и минимум десятилетие напряженной работы для полной перестройки инфраструктуры, которая сейчас завязана на перетоке с Россией и Беларусью. "Хотя мы не видим сейчас постоянного коммерческого перетока, но важно само существование этих ЛЭП, которые позволяют поддерживать работоспособность системы. Все затраты на перестройку этой системы лягут на конечных потребителей электроэнергии", – считает эксперт.

"Решение абсолютно бессмысленное, – заявил заместитель генерального директора российского Института национальной энергетики Александр Фролов. – Никаких выгод украинские производители и потребители электроэнергии от присоединения к энергосистеме ЕС не получат. Ни в плане надёжности поставок, ни в плане цен. А средства, которые придётся потратить, лучше было бы направить на текущий ремонт хотя бы части действующих электростанций".

Все предложения о переводе энергосистемы на европейские рельсы – это лишь способ отвлечения внимания граждан Украины от двух реально существующих проблем, решать которые никто не собирается, считает Фролов. "Первая – неминуемый рост тарифов. Вторая – безнадёжное устаревание значительной части генерирующих мощностей и плохое состояние сетевой инфраструктуры. С 2020-х годов Украине придётся постепенно выводить из эксплуатации отслужившие своё атомные энергоблоки", – рассказал эксперт.

Другим важным моментом Кондратьев называет проблему Донбасса – если Украина и интегрируется в европейскую систему, то неконтролируемые Киевом территории на востоке страны – нет. "Таким образом, будут функционировать две энергосистемы, что станет разъединяющим фактором", – заключил он.

В свою очередь, Россия и Беларусь никаких серьезных проблем от "отключения" Украины от единой энергосистемы не испытают, сходятся во мнении эксперты. Если говорить об экспорте и импорте, то для России и Беларуси потери будут совершенно несущественными – даже потенциальный объем торговли очень незначительный, он несопоставим по объёмам с внутренним рынком.

"Единственная проблема, которую, очевидно, придётся решать России и Беларуси, связана с зонами свободных перетоков между нашими энергосистемами, – отмечает Фролов. – Но, судя по всему, учитывая колоссальный избыток сетевых мощностей в России, это не вызовет больших сложностей".

"Конечно, потребуется перестройка сети в приграничных регионах, но потенциальные затраты и потери будут в разы меньше украинских. Перестройка инфраструктуры для России и Беларуси будет носить локальный характер и не затронет всю систему", – сказал Кондратьев.

Зима обнажила проблемы

Как ранее сообщал Sputnik, сегодня Украина пребывает в энергетическом кризисе. В стране наблюдается острая нехватка угля на складах тепловых электростанций, проходят внеплановые аварийные ремонты энергоблоков АЭС и ТЭС, а также растет потребление электроэнергии из-за непривычно холодной зимы.

"Нынешняя зима показывает, что в Европе возникают существенные проблемы с энергообеспечением и многие энергосистемы работают с напряжением, лишней электроэнергии для продажи Украине там нет, – отмечает Игорь Юшков. – А если и появляется возможность экспорта, то цены на такую энергию крайне высоки. Поэтому, в случае переориентации Украины на европейскую энергосеть, электричество для украинских потребителей еще больше подорожает".

Для решения вышеперечисленных проблем Украина в этом году сняла запреты на импорт электроэнергии из Беларуси и России. И если сначала Киев импортировал электричество на коммерческих условиях, то уже в феврале Украина запросила у соседей "аварийную помощь" – дополнительные экстренные поставки в связи с критической ситуацией в энергосистеме страны.

Эта зима очень наглядно продемонстрировала те ограничения, которые есть у энергосистемы Украины, считает Кондратьев.

"Когда Киев несколько раз за две недели обращался за помощью к Москве и Минску – это был очень серьезный звоночек для местных энергетиков. Вопрос объединения с Европой для них сегодня должен стоять на втором месте, потому что сейчас собственные потребители не могут получить энергию в достаточном объеме", – рассказал Кондратьев.

"Для того чтобы ликвидировать кризисные ситуации, Украине не нужно интегрироваться в европейскую энергетику, – считает Юшков. – В стране много угольных и газовых электростанций, которые могут производить огромные объемы электроэнергии. Проблема в топливе. Этой зимой Украине не хватило угля, пару лет назад она испытывала проблемы с газом. Если устранить дефицит энергоресурсов, то можно будет полностью обеспечивать себя энергией. Но в любом случае энергосистемы России, Беларуси и Украины сделаны так, чтобы шли перетоки энергии в случае возникновения дефицитов. И разрушать данную систему – значит снижать надежность энергоснабжения потребителей".

Автор: Вадим Павлов

Источник: Sputnik Беларусь, 26.02.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики