Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский СПГ поворачивают в Азию

Российский СПГ поворачивают в Азию

«Новатэк» подписал новый контракт на поставку СПГ с будущего проекта «Арктик СПГ 2». Ежегодно он будет поставлять еще 3 млн тонн в Китай. По открытой информации, 55% сжиженного газа второго российского арктического проекта уже расписано на Азию, 20% — на Европу, а судьба остальных пока неизвестна. Ранее в Госдуме призвали законодательно ограничить поставки российского СПГ в Европу, чтобы он не конкурировал с трубопроводным газом. По оценке «Газпрома», 84% сжиженного газа с первого арктического проекта «Ямал СПГ» попадало в последние три года в Европу. «Новатэк» обещает, что второй проект на 80% будет работать на Азию.

Дочерняя компания Novatek Gas & Power Asia Pte и китайская Shenergy Group подписали долгосрочный договор купли-продажи СПГ с проекта «Арктик СПГ 2».

«Совокупный объем поставки по договору составляет более 3 млн тонн, срок действия договора — 15 лет, СПГ будет поставляться на условиях DES на терминалы в Китае», — говорится в сообщении «Новатэка». Председатель правления компании Леонид Михельсон заявил при этом, что рынок Китая является одним из ключевых в стратегии маркетинга СПГ компании.

Ранее сообщалось, что «Новатэк» подписал соглашения о намерениях с испанской Repsol и международным трейдером Vitol на поставку им по 1 млн тонн СПГ в год в течение 15 лет. Для Repsol компания планирует отгружать СПГ на терминалы Испании, а для Vitol — на перегрузочной точке в Мурманске.

Кроме того, партнеры «Новатэка» по «Арктик СПГ 2» законтрактовали в проекте объемы СПГ, исходя из доли участия. В результате на французскую Total, китайские CNPC, CNOOC и консорциум японских Mitsui и JOGMEC приходится по 10% или 1,98 млн тонн ежегодно. Таким образом, на азиатском направлении уже законтрактованы около 11 млн тонн, а на европейском — 4 млн тонн. Впрочем, сами компании будут решать, куда отправлять свои грузы.

Глава «Новатэка» Леонид Михельсон говорил журналистам, что ограничить поставки СПГ не получится, так как рынок сжиженного газа становится глобальным. Он вспоминал, как российский СПГ попал в США, которые являются крупным производителем сжиженного газа, и они ничего не смогли сделать. «Как это в законе прописать? Невозможно. Это рынок. И рынок СПГ чем дальше, тем больше будет похож на рынок нефтяной», — замечал Леонид Михельсон.

В ежегодном прогнозе по рынку СПГ компания Shell сообщила, что в ближайшие 20 лет рынок сжиженного газа удвоится и 75% новых объемов СПГ уйдут в Азию.

«Я полагаю, что эти 75% будут приходиться на поставки извне Азии, что одновременно окажет давление на цены и заложит основу для более широкой разницы цен летом и зимой, если только Азия волшебным образом не найдет себе дополнительные мощности по хранению газа», — заметил в Twitter глава отдела «Газ и энергетика» S&P Global Platts Ира Джозеф.

«Поэтому мы нацелены на поставку 80−85% нашего СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТОР) с помощью Северного морского пути», — прокомментировал высказывание зампред правления «Новатэка» Марк Джетвей.

Этой зимой в Азии, в странах которой мощности хранилищ ограничены, установились продолжительные морозы. Поставщики спотового СПГ из США при этом столкнулись с нехваткой танкеров и пробками в Панамском канале. В результате время доставки грузов выросло с четырех до шести-семи недель, а цены на спотовый газ в Азии взлетели до $ 1 300 за тысячу кубометров.

В этой ситуации с «Ямал СПГ» впервые в январе отправили два танкера СПГ в Азию по Северному морскому пути, и суда доставили грузы за три недели, сократив дорогу на 14 дней. После этого в «Новатэке» заявили, что планируют сделать доставку сжиженного газа по Севморпути круглогодичной.

Ранее в Госдуме призвали ограничить поставки российского СПГ в Европу. Глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный призвал создать рабочую группу и рассмотреть вопрос, как ограничить конкуренцию российских СПГ и трубопроводного газа в Европе. По его словам, проект «Ямал СПГ» осуществлялся под гарантии, что 80% сжиженного газа пойдет в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТОР). По оценке «Газпрома», в Европу за последние три года ушло 84%, и 69% попало в страны, где продается российский трубопроводный газ.

Глава «Новатэка» Леонид Михельсон в свою очередь заявлял, что существующая статистика некорректна: значительная часть российского СПГ в Европе после перегрузки уходит в Азию, а часть — в Испанию, куда нет поставок российского трубопроводного газа.

По данным McKinsey, в 2020 году в Европе оказались 15,6 млн тонн российского СПГ при фактической мощности «Ямал СПГ» в 17,5 млн тонн. Агентство указывало, что реэкспорт и перегрузка российского СПГ в Европе составили 8,1 млн тонн.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач говорил EADaily, что вопрос конкуренции российских СПГ и трубопроводного газа в Европе актуален. Эксперт отмечал, что проект по сжижению газа имеет льготы и, вытесняя трубопроводный газ, лишает бюджет поступлений. «Надо просто ввести штрафные санкции на компанию-экспортера СПГ, если больше 20% газа будет попадать на европейский рынок. А размер штрафа привязать к потерям бюджета или даже сделать прогрессивную шкалу», — говорил замдиректора ФНЭБ.

Источник: EADaily, 26.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики