Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС попытался превратить «СП-2» в рычаг давления на Россию и Германию

ЕС попытался превратить «СП-2» в рычаг давления на Россию и Германию

Условия главы Мюнхенской конференции по безопасности для завершения строительства «Северного потока – 2» не соответствуют действительности в энергетической сфере, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Определены три условия, которые необходимо выполнить участникам проекта, для завершения строительства «Северного потока – 2». Важный шаг должна сделать Германия, которая, по мнению главы Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганга Ишингера, страдает в первую очередь из-за усиления давления Соединенных Штатов Америки и Европейского союза. 

Нежелательный для участников проекта сценарий, уверен Ишингер, приведет к судебному процессу, способному нанести многомиллиардный ущерб российской компании «Газпром», а также может оставить газопровод на дне Балтийского моря незавершенным на неопределенный срок.

Предотвращению остановки проекта, считает глава Мюнхенской конференции по безопасности, будут способствовать решения Европейского союза и поведение Российской Федерации.

ЕС уходит от «Северного потока – 2» 

Условия Ишингера, считает эксперт Станислав Митрахович, выглядят очень абстрактными, тем более выдвинуты они человеком из политической, а не отраслевой среды, из-за чего возникают сомнения в реализации таких установок на данном уровне. Предполагается, что для начала Германия должна внедрить механизм экстренной остановки работы «Северного потока – 2» и обеспечить Евросоюзу допуск к нему.

«Появлению подобного механизма должна предшествовать какая-то большая новация. Такую идею даже не с чем сравнить, потому что ни один из существующих газопроводов в мире не останавливали по какому-то политико-правовому механизму. История отношений между европейской и советской сторонами в период холодной войны показывает обратное: перед Пражской весной начались поставки газа и не остановились, несмотря на все политические разногласия.

Но давайте представим. Создан механизм. Европейский парламент проголосовал за остановку газа. Возникает порос, что делать с инвесторами, вложившимися в инфраструктуру на территории Германии, Чехии, с компаниями, которые планировали использовать ресурс. Тогда это должен быть механизм, закрывающий «Северный поток – 2» и одновременно выплачивающий всем компенсации», - раскритиковал первое условие Ишингера Станислав Митрахович.

«СП-2» переделывают в политический инструмент

В качестве второго условия для немецкой стороны глава Мюнхенской конференции по безопасности посоветовал предложить Соединенным Штатам Америки, Российской Федерации, а также Брюсселю подписать Евроатлантический энергетический договор. При этом документ должен не только обеспечить быстрый переход к возобновляемым источникам энергии, но и укрепить целостность европейского газового рынка и усилить поддержку Украины. 

«США и Европа уже состоят в Парижском соглашении, поэтому непонятно, зачем нужен еще один договор. Тем более он сможет обеспечить взаимную торговлю только на базе «зеленых» сертификатов, что повлияет лишь на то, как Россия будет торговать с Европой и какие возникнут дополнительные налоги, но не на «Северный поток – 2» в текущих условиях», - подчеркнул эксперт Митрахович.

Пока в ФРГ решают насущную дилемму, издание The National Interest нагнетает обстановку публикациями о том, что «Северный поток – 2» якобы нанесет долговременный ущерб отношениям США и Европы. Так как «российская сторона», пишут американские журналисты, «воспринимает свои энергоресурсы как политическое оружие, некоторые европейские страны, сотрудничающие с Москвой, вынуждены отказываться от собственных амбиций и стремлений присоединиться к западным союзам».

Проект «Северный поток – 2» предполагает прокладку двух нитей газопровода от российского побережья по дну Балтийского моря до Германии с ежегодной мощностью 55 миллиардов кубометров.

Бизнес и ФРГ определят дальнейшие шаги

Третье условие, прозвучавшее в Германии, подразумевает начало работы трубопровода с учетом того, что российская сторона выполнит некоторые политические условия. В качестве примера глава Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер привел украинский вопрос и дело Навального.

Перечисленные условия, заявил Ишингер, Берлин должен выполнять, координируя свои шаги с Соединенными Штатами, Европейской комиссией и восточноевропейскими партнерами ради главной цели: утвердить новый трансатлантический договор и превратить груз на шее Германии в стратегический козырь.

Станислав Митрахович, оценивая последнее условие, предположил, что с таким же успехом Евросоюз мог бы предложить Российской Федерации «обменять» Крым, Кубань, газопровод «Ямал» или еще что-то на запуск «Северного потока – 2». Все предложенные Германии условия, по мнению эксперта, оторваны от реалий газового или общего отраслевого бизнеса и максимально приближены к политике, из-за чего их можно расценивать как попытки заставить участников проекта отказаться от инвестиций. 

Бизнес-сообщество и некоторые страны Евросоюза, прогнозирует Митрахович, однозначно выступят против инициативы главы Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганга Ишингера. Но реализовать план трех шагов помешает скорее не это, а их нецелесообразность.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 28.02.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики