Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток - 2» лишит Украину миллиардов долларов

«Северный поток - 2» лишит Украину миллиардов долларов

Подсчитаны финансовые потери Киева от запуска российского газопровода

Финансовые потери Украины от запуска «Северного потока-2» (СП-2) составят $3 млрд в год. По мнению бывшего министра экономики Незалежной Владимира Ланового, эта сумма не должна стать критичной — она составляет всего 8% доходов федерального бюджета страны. Однако западные союзники, которые продолжают оказывать Украине поддержку, вряд ли смогут нивелировать ее финансовые потери от разрыва энергетических связей с Россией. Например, в прошлом году США выделили Киеву в качестве субсидий около $220 млн, что на порядок ниже доходов от транспортировки «голубого топлива» из России.

По словам Владимира Ланового, возглавлявшего министерство экономики Украины в начале 1990-х годов, рядовые потребители страны уже в ближайшее время на собственной шкуре ощутят последствия от официального разрыва отношений с «Газпромом». Впрочем, по его словам: «Потери в $2-3 млрд — не критичны. Все равно эти деньги утопают в «бодяжке» «Нафтогаза»: ничего не поймешь — где у них доходы, где расходы».

Потери украинской стороны от запуска проекта СП-2 связаны с тем, что эта труба, как известно, идет в обход Незалежной, и тем самым ставит крест на надеждах Киева и дальше получать миллиардные (в долларах) средства от России за транзит нашего газа по ее территории. На первый взгляд, кажется, что западные союзники не оставят Киев в беде. Оппоненты СП-2 продолжают пытаться заморозить строительство, даже несмотря на то, что баржа «Фортуна» и вспомогательные суда хотя и медленными темпами, но постепенно добираются до точки назначения — немецкого города Грайфсвальд. В частности, главы дипломатических комиссий парламентов стран Балтии на днях в очередной раз призвали американских конгрессменов противостоять завершению газопровода, работа которого, к слову, практически никак не затрагивает экономические интересы прибалтийских государств. Вашингтон ответил без промедления — представитель Госдепа Нед Прайс заверил, что более жесткие санкции против СП-2 уже на подходе: в США активно отслеживают реальных бенефициаров проекта и не позднее начала лета в санкционный список Белого Дома будут внесены очередные компании и россияне, в отношении которых последуют ограничения.

В то же время, американцы ежегодно увеличивают размеры своей безвозвратной помощи Незалежной: если 10 лет назад, когда президентское кресло в Овальном кабинете занимал Барак Обама, материальные субсидии Киеву составляли $120 млн, то в прошлом году их сумма превысила $220 млн. Правда, экономике Незалежной подобная «поддержка» вряд ли принесет существенную пользу. Как утверждает глава Фонда энергетической безопасности Сергей Пикин, в ближайшие четыре года Украина может не беспокоиться относительно возможного снижения транзита российского газа по своим магистралям: в соответствие с заключенным с Киевом контрактом, до 2024 года Россия будет оплачивать прокачку через украинские трубы не менее 40 млрд кубометров ежегодно, даже если физические поставки окажутся несколько меньше. В прошлом году «Газпром» выплатил «Нафтогазу» за транзит топлива более $2,1 млрд. «Элементарная арифметика показывает, что американская кредитная линия на порядок уступает размеру доходов федеральной казны Украины от транспортировки «голубого топлива» из России», — рассуждает Пикин.

«После окончательного разрыва с Россией украинцы станут беднее, поскольку власти повышают тарифы на тепло, электроэнергию, газ и другие энергетические ресурсы. Сегодня долги населения за жилищно-коммунальные услуги превышают $2,6 млрд. Минэкономразвития прогнозирует подорожание газа на 20%, что обусловит рост тарифов на отопление и горячую воду, увеличит задолженность населения. Это совершенно неоправданно», — полагает Лановой.

«Завершение СП-2 и пуск газопровода в эксплуатацию снизят выручку Незалежной от потери транзита российского газа только через 4 года, — резюмирует эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков. — Останавливать строительство СП-2 на завершающем этапе с экономической точки зрения не имеет смысла — ни для его участников, ни для потребителей энергоресурсов. Большинство посулов, которые Вашингтон постоянно делает Киеву, продолжают оставаться словами, а потеря транзитных денег от России — дело будущего и эта проблема, скорее всего, ляжет на плечи не нынешней, а следующей власти Незалежной».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 03.03.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики