Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Несговорчивость ближневосточных поставщиков усилила потребность Польши в нефти из РФ

Несговорчивость ближневосточных поставщиков усилила потребность Польши в нефти из РФ

Польше придется отказаться от антироссийской политики ради экономической стабильности и возобновить контракт с «Роснефтью» на поставки нефти, рассказал руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов в беседе с ФБА «Экономика сегодня».

Поставки российской нефти крупнейшей нефтеперерабатывающей компании Orlen из Польши могут возобновиться. Пресс-служба польской организации заявила, что в настоящее время проходят переговоры с «Роснефтью».

Российская компания подписала прямой договор с Orlen в 2013 году сроком на три года о поставке ресурса по нефтепроводу «Дружба». Стороны условились на 6 миллионах нефти в год за 15 млрд долларов. Перед истечением срока в декабре 2015 года соглашение продлили еще на три года, увеличив объемы до 25,2 млн тонн. Следующее и, как оказалось, последнее продление произошло в январе 2019 года – тогда Польша решила раз и навсегда разорвать сделку с Российской Федерацией ради безопасности и ухода от так называемой зависимости от российской нефти.

Однако фактически причина оказалась меркантильной: польская Orlen не смогла договориться с «Роснефтью» о льготной цене. В политическом еженедельнике «Мысль Польши» разрыв контракта назвали успехом и «стратегическим переломом в диверсификации поставок», а также «разворотом Польши спиной к России».

Дальнейшая ситуация наглядно демонстрировала, что в момент переломного разворота Варшава не только остановила 55-летнюю «Дружбу», по которой импортировала все необходимое сырье местным нефтеперерабатывающим заводам, но и навредила прежде всего себе. После ухода «Роснефти» Польша отправилась на поиски дешевой и безопасной нефти, способной заместить российскую.

«Безусловно, то что Польша в любое время может поменять своих поставщиков, нельзя назвать чем-то из ряда вон выходящим. Это нормально, когда страны приобретают сырье у нескольких государств. С газом, например, ситуация обстоит иначе – потребитель «привязан» к газопроводу, если это, конечно, не сжиженный природный газ, транспортируемый танкерами.

Поэтому решение польской стороны наладить контакт с «Роснефтью» сложно назвать неожиданностью, и вполне возможно, что стороны договорятся о поставках», - предсказал исход переговоров Orlen и российской компании Александр Перов.

Польша погрязла в политических принципах

Сырье из РФ занимало треть нефтяного импорта этой страны, при этом баррель обходился Варшаве почти на 2 доллара дешевле нефти, приобретаемой Европейским союзом. Иными словами, экономия польской стороны за счет сотрудничества с «Роснефтью» составляла около 0,22 млрд евро при приобретении 25 млн тонн.

Но Польша предпочла игнорировать все преимущества контракта с Россией, питая надежду, что разрыв поможет ей укрепить торговые связи с Саудовской Аравией, начало которым было предусмотрительно положено в 2016 году. Гендиректор Orlen Войцех Ясински заключил с Saudi Aramco контракт на 200 тысяч тонн нефти в месяц. Через два года объемы нарастили до 300 тысяч, а в 2020 году находчивая компания Orlen решила за шесть месяцев купить 800 тысяч тонн саудовской сырой нефти, объяснив решение «реальным вкладом в повышение энергетической безопасности Польши».

На деле реальной здесь оказывается только завышенная цена, по которой Варшава вынуждена закупать сырье в рамках отказа от сотрудничества с крупнейшим поставщиком в Европе. Польша, одновременно находясь на транзитном маршруте, отказалась от финансовой выгоды за счет дешевой транспортировки сырья и конкурентного преимущества в угоду политическим предпочтениям. Из-за этого местные нефтеперерабатывающие заводы, адаптированные именно под российскую нефть, несут большие финансовые издержки.

«Общемировая тенденция меняется. Например, страны стараются не быть прикрепленными только к одному поставщику энергоресурсов и, соответственно, переключаются на кого-то еще. Так поступает Китай.

Поэтому если Варшава решила переключиться на ближневосточную нефть или сырье из Саудовской Аравии, она не превращает такие поставки в менее безопасные или более выгодные автоматически. Тем более то, что время от времени происходит в районе Персидского залива, это подтверждает», - пояснил эксперт.

Варшаве придется признать ошибку

Для продолжения стратегического маневра польской стороне остается лишь заключить долгосрочные контракты с ближневосточными поставщиками, которые, к сожалению Варшавы, не только не готовы предоставлять скидки после пандемии коронавирусной инфекции, но в принципе не способны обеспечить Польшу необходимыми объемами сырья. Все дело в том, что сорта, которые есть на Ближнем Востоке, не подходят на все 100% польским нефтеперерабатывающим заводам.

В экспертном сообществе предполагают, что Польша столкнется с трудностями, и ей придется признать промах сразу после того, как Эр-Рияд поднимет стоимость нефти для повышения спроса на мировом рынке и сокращения переизбытка. Поэтому единственным разумным вариантом для польской Orlen станет возвращение к сотрудничеству с «Роснефтью».

Александр Перов считает, что при таком сценарии польской стороне следует отказаться от политики и задуматься об экономической выгоде. Тема поставок нефти, отмечает эксперт, менее политизирована, чем тема трубопроводных газовых поставок. Из-за этого мы можем наблюдать, что в странах Европейского союза мнение о необходимом избавлении от энергетической зависимости от Российской Федерации касается в первую очередь сотрудничества с «Газпромом». С нефтью ситуация складывается иначе, что дает надежду на здравомыслие Польши, которая может решиться выйти на путь перемирия.

К тому же на фоне недавних новостей о решении ОПЕК+ индивидуально разрешить РФ нарастить объемы добычи нефти на 130 тысяч баррелей в сутки попытки польской стороны наладить импорт сырья выглядят привлекательными и выгодными для России.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 05.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики