Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Полезная альтернатива: Минск проторил экспортный путь через Россию (видео)

Полезная альтернатива: Минск проторил экспортный путь через Россию (видео)

В морские порты Усть-Луга и Санкт-Петербург прибыли составы с мазутом и бензином из Белоруссии. Минск перестраивает транспортные коридоры, меняя Прибалтику на Россию. Всегда полезно иметь альтернативу.

Первые партии белорусских нефтепродуктов прибыли в российские порты – Усть-Луга и Санкт-Петербургский морской порт. Событие знаковое. Россия и Белоруссия перестраивают транспортные коридоры, чтобы не зависеть от портовой инфраструктуры транзитных прибалтийских государств. Кто и сколько выиграет от захода в родную гавань?

Маршрут не только построен, главное – он пройден. Первые белорусские составы прибыли на российский Северо-Запад даже на двое суток раньше запланированного срока.

"5 марта текущего года в сторону Российской Федерации Мозырским НПЗ из Республики Беларусь отгружен бензин в количестве 3 тысяч 400 тонн, который поступает в порт Усть-Луга оператору "Портэнерго", – отметил министр российского транспорта Виталий Савельев. – Также как и груз, который отправлен белорусской стороной 6 марта тем же Мозырским НПЗ, – 3 тысячи 600 тонн мазута".

Белоруссия ежегодно отправляет на экспорт около 10,5 миллиона тонн нефтепродуктов. Больше половины – 6 миллионов тонн – шли за рубеж через порты Прибалтики — Клайпеду, Вентспилс и Ригу. После того, как балтийские транзитеры начали вводить санкции в отношении Минска, Белоруссия логично и объяснимо решила повернуть с запада на север: отправлять грузы на Балтийское море через Россию – порт Усть-Луга под Кингисеппом и морской порт Санкт-Петербург в устье Невы.

Стратегическую задачу переориентировать экспортные нефтяные грузы с Прибалтики на Россию поставил Владимир Путин. В сентябре 2020 года переброску нефтяных потоков обсуждали премьеры двух стран. И вот меньше месяца назад, 19 февраля, Минтранс России и Минтранс Белоруссии закрепили договоренности подробным соглашением о перевалке бензина, мазута и масла с четкими объемами и сроками.

"В 2021 году мы принимаем 3,5 миллиона тонн, и как минимум, до двух миллионов тонн экспортных грузов Республики Беларусь. В 2022 году мы перерабатываем 3,2 миллиона тонн грузов, и в 2023году – 3,1 миллиона тонн грузов. Далее соглашение автоматически имеет возможность пролонгации, поэтому может считываться бессрочным", – поясняет Виталий Савельев.

Почти 10 миллион тонн за три года – это солидный объем. А что же остается Литве?

Литве остается считать и оплакивать недополученную прибыль.

О масштабах надвигающейся катастрофы в порту Клайпеды заговорили еще полгода назад.

"На поставки из Белоруссии приходилась более трети всех грузов, которые переваливал порт Клайпеды. Теперь одна из крупнейших стивидорных компаний порта на грани закрытия", – сокрушается маркетинговый и административный директор Клайпедского порта Артурас Друнгилас.

"Это большой удар по транспортной системе Литвы. Ведь от загрузки порта Клайпеды зависит и работа Литовских железных дорог, которые теряют очень много из-за сокращения объемов перевозки белорусских товаров", – добавляет глава Литовской конфедерации промышленности Видмантас Янулевичус.

Уже с февраля 2021 года заказов на перегрузку белорусских нефтепродуктов через терминал Klaipedos nafta нет. И в этом году, похоже, и не будет. Вильнюс называет решение Минска исключительно политическим. Минск аргументирует – экономика тоже не пострадает.

"Они думали, что мы никогда не пойдем на такой шаг. Думали, что это все какая-то бравада, политические заявления, – говорит о литовский партнерах глава МИД Белоруссии Владимир Макей. – Но здесь мы не терпим никаких убытков. Достигнута договоренность о том, что перевалки наших продуктов через российскую Усть-Лугу экономически целесообразны. И мы не теряем здесь ничего по сравнению с перевалками наших грузов через Клайпеду".

"Россия все-таки предложила Белоруссии коммерчески более выгодную историю, – рассказывает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – За счет того, что Российские железные дороги дали скидку 50-процентную на транспортировку нефтепродуктов, и, соответственно, услуги по перевалке тоже оказались в этом плане более конкурентоспособными".

Всегда полезно иметь альтернативу, и с этим трудно поспорить.

Источник: Вести.Ru, 09.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики