Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Минэнерго не ожидают резкого роста стоимости бензина

В Минэнерго не ожидают резкого роста стоимости бензина

О возможном подорожании топлива к концу года на 14% предупредили в Независимом топливном союзе. В Минэнерго уверены, что принятых упреждающих мер достаточно

В Минэнерго опровергли возможность резкого роста стоимости бензина. Ранее о том, что цены на бензин в рознице до конца года могут вырасти выше уровня инфляции, в письме премьеру Михаилу Мишустину предупредил Независимый топливный союз. Там отметили, что, по пессимистичным прогнозам, бензин подорожает на 14%.

Как объяснил замглавы Минэнерго Павел Сорокин, ситуация на нефтяных биржевых рынках стабилизировалась, а рост цен на АЗС соответствует пределам инфляции. По его словам, принятых правительством мер достаточно для сохранения нормальной ситуации. Вместе с тем министерство продолжает мониторинг цен «на предмет дополнительных действий в случае необходимости».

Замминистра также сообщил, что 1 мая в России заработает новый механизм топливного демпфера, его формулу переработали в сторону увеличения.

«Демпфер показал себя как эффективный механизм по сдерживанию темпов роста на АЗС, который в течение последних нескольких лет успешно достигал своей задачи. Те корректировки, которые сейчас предлагаются и которые будут внесены с 1 мая, позволяют донастроить его до соответствия текущей ситуации на рынке. И мы считаем, что категорически нельзя даже обсуждать отмену данного механизма, потому что это может привести к непоправимым последствиям для рынка».

Демпфирующий механизм был создан для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке России. Его суть в том, что если экспортная цена бензина и дизтоплива выше условной внутрироссийской, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в России. А если российские цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей сверхприбыли от внутренних продаж топлива.

Таким образом, государство регулирует цену в ручном режиме. Для этого есть сложная формула расчета, и при ее корректировке нефтяникам можно выплачивать больше денег. Комментирует ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

«Коэффициент поменял — нефтяникам уже выплачиваешь больше денег, соответственно, они в большей степени смогут сдерживать рост цен. Потому что сейчас для нефтяников выгоднее просто экспортировать нефть, чем направлять ее на переработку для внутреннего рынка. Они об этом и говорят, и угрожают правительству, по сути, что если вы ничего не поменяете в демпфере, тогда мы просто будем все экспортировать, перерабатывать нам будет невыгодно, и вы получите вообще дефицит на внутреннем рынке. Либо дайте нам повысить цены для российских потребителей на АЗС, либо корректируйте демпфирующий механизм. И так как правительство не хочет роста цен на внутреннем рынке, оно корректирует демпфирующий механизм. Это решение было принято уже фактически две недели назад, и новый демпфер заработает с 1 мая, но кулуарные договоренности были достигнуты о том, что уже сейчас нефтяные компании в обмен на коррекцию с 1 мая поднимут объем переработки, насытят внутренний рынок по фиксированным ценам. Поэтому проблема-то решена, просто сейчас надо ее уже воплотить, мониторить, чтобы нефтяные компании со своей стороны выполняли это джентльменское соглашение — насытили внутренний рынок, в том числе пустили побольше топлива на биржу, потому что с биржи топливо скупают независимые АЗС, их тоже в стране довольно много, и они просто так корректировать цену не могут, потому что они покупают топливо у больших нефтяных компаний. Поэтому надо просто дождаться выполнения договоренностей, которые были достигнуты в марте. Для обычного потребителя это будет выгодно на первый взгляд, потому что все равно деньги нефтяным компаниям достанутся из бюджета, а это значит деньги обычных граждан. Но этого никто не заметит, потому что никто из простых людей не смотрит, как расходуется бюджет, а ценники на АЗС все видят каждый день».

Демпфер не принесет заправкам какое-то благо — он просто не дойдет до АЗС, а останется на НПЗ, считает руководитель сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина.

— Мало того что мы работаем без прибыли, мы работаем в прямой убыток. Выходом из ситуации мы видим кратное увеличение объемов продаж на бирже. Была какая-то профанация, связанная календарно со сроками проведения совещания у Новака, то есть были в какие-то отдельно взятые дни всплески. Объемы, наверное, для статистики были увеличены, но в целом ситуация не поменялась.

— Топливный демпфер вам, получается, тоже не даст ничего?

— До заправок он не транслируется. У нас есть такая тенденция, что цены, поднявшись хоть раз, имеют свойство не опускаться. Я думаю, так как вся цепочка нефтепереработки работает на грани рентабельности или даже убыточно (как нам говорят, и переработка убыточна, и розничная продажа убыточна), я думаю, что деньги всем нужны, поэтому демпфер останется там, кому его дали, а дали его переработчикам.

— Каков ваш прогноз, если продажи не увеличат?

— Живем с мыслью, что рано или поздно у нас просто кончатся оборотные средства, которые мы проедаем, и нам придется заматывать шланги. Цена тонны топлива уже перевалила историческую отметку, по 95-му, допустим, в 60 тысяч рублей в мелком опте. Такого, наверное, не было вообще никогда. Это очень дорого. На стелах АЗС это не транслируется, потому что стелы искусственно ограничиваются. А в опте имеем, наверное, рыночные цены.

Как пишут «Известия» со ссылкой на данные Thomson Reuters Kortes, средние розничные цены на 92-й бензин с 15 по 19 марта выросли на 14 копеек по сравнению с предыдущей неделей и составили 44 рубля 83 копейки за литр, стоимость бензина Аи-95 выросла на 11 копеек до 48 рублей 21 копейки за литр.

Источник: BFM.RU, 23.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики