Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Углеродная нейтральность исключит угрозы ЕС для КНР и РФ на рынке энергоресурсов

Углеродная нейтральность исключит угрозы ЕС для КНР и РФ на рынке энергоресурсов

Ускорением движения к углеродной нейтральности Китай обезопасит торговлю энергоресурсами с РФ от возможных экологически направленных ограничений Европы, заявил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Китай анонсировал ускорение достижения углеродной нейтральности. Республика планирует реализовать поставленную задачу и пройти пик выброса парниковых газов к 2030 году, а к 2060 году достичь полноценной углеродной нейтральности. 

«Мы можем вспомнить, что официальное заявление Китая, которое прозвучало с трибуны Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций в сентябре 2020 года, о том, что Пекин к 2060 году планирует достичь полного снижения показателей, стало весьма неожиданным. В то же время это сообщение радостно оценили поборники низкоуглеродного пути развития в Европейском союзе», - прокомментировал эксперт Перов.

Государственный комитет КНР по делам реформ и развития провел три симпозиума в марте текущего года и посвятил их указанным задачам. На сегодняшний день известно, что в Пекине формируются профильные задачи по секторам.

Во Всекитайской ассоциации производителей цемента, создавшей технологическую дорожную карту по сокращению эмиссии парниковых газов, подчеркивают, что проект ускоренного прохождения углеродного пика и достижения углеродной нейтральности представлен на суд Госкомитета КНР по делам реформ и развития. 

Предполагается, что сталелитейная промышленность Китайской Народной Республики способна пройти пик выбросов углерода в 2025 году. Благодаря этому она станет первой отраслью в стране, выполнившей цели.

Сталелитейные промышленные предприятия, сообщает РИА Новости со ссылкой на источники, знакомых с ситуацией, приступили к разработке плана сокращения выбросов углерода на 30% к 2030 году.

«В то же время возникают сомнения, готов ли Китай в действительности к такому курсу и всерьез ли намерен достичь пика углеродной нейтральности лет через десять. Фактически китайская сторона отодвигает далеко в будущее итоги программы сокращения выбросов парниковых газов.

По обязательствам Парижского соглашения, регулирующее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 года до 2050, Китай будет сокращать удельные парниковые выбросы, не заявляя конкретные количественные показатели. Этот нюанс опять же вызывает подозрения», - пояснил собеседник агентства. 

Нейтральность обойдется КНР в триллионы долларов США

Китай должен будет потратить 100 триллионов юаней или 15,5 трлн долларов Соединенных Штатов Америки для достижения поставленных задач и углеродной нейтральности.

В период 2020-2050 годов КНР, подсчитал зампредседателя экспертного совета по изменению климата Хэ Цзянькунь, необходимо выделить больше, а именно 138 триллионов юаней, что составляет 2%-2,5% от национального ВВП ежегодно.

Глава Народного банка Китая И Ган, в свою очередь, в ходе Форума высокого уровня по вопросам развития КНР пояснил, что страна может обеспечить государственными средствами небольшую часть прохождения углеродного пика и достижения углеродной нейтральности, в связи с чем Пекину придется задействовать рынок для привлечения необходимых остатков финансирования.

Эксперт Александр Перов отмечает, что растущая экономика не позволит Китаю полностью отказаться от традиционных энергоресурсов и перейти на экологичные альтернативные источники энергии. Повышенные затраты на «зеленые» технологии вынудят республику заняться разработкой безопасного потребления угля, газа и нефти, что сохранит экспортную долю Российской Федерации на этом рынке.

Китай пойдет в обход барьеров ЕС к РФ

По итогам прошлого года российская сторона реализовала 83, 57 млн тонн нефти. Согласно данным Главного таможенного управления КНР, это обеспечило РФ второе место по объемам поставок после Саудовской Аравии, продавшей Китаю 84,92 млн тонн сырья. Всего в 2020 году китайская сторона закупила 542,4 млн тонн, что на 11 млн баррелей в сутки больше, чем в России. 

В кризисный год увеличились и объемы поставок российского сжиженного природного газа (СПГ) до пяти миллионов тонн, стоимость которого для КНР составила 1,72 млрд долларов. Россия занимает пятое место среди ведущих поставщиков СПГ в эту страну, следуя за Австралией с экспортом в 29 млн тонн, Катаром с 8,1 млн тонн, Малайзией с 6,1 млн тонн и Индонезией с 5,1 млн тонн.

«Низкоуглеродную риторику Китая необходимо разглядывать в контексте ситуации, которая разворачивается в Европейском союзе на фоне запуска механизма углеводной корректировки границ.

Существуют разные варианты его реализации, но суть в том, что Европа намерена создать таможенные, налоговые и другие барьеры на пути экспорта с большим углеродным следом. Конечно, для КНР и ее экономики это станет неприятным ударом, поэтому его риторика направлена на Брюссель, чтобы показать, как Пекин осознанно подходит к процессу и хочет избежать за счет этого санкций», - предположил эксперт.

Александр Перов заверил, что российская сторона при таком раскладе не должна опасаться резких изменений на рынке КНР. Напротив, это государство отличается высокой долей энергоресурсов, в том числе угля в энергобалансе. Поэтому ради ее сохранения Китай использует легкие способы сокращения вредных выбросов.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 24.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики