Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США предупредили Германию о возможных санкциях за «Северный поток-2»

США предупредили Германию о возможных санкциях за «Северный поток-2»

Российский экспортный газопровод стал трансатлантической трубой преткновения

Главы внешнеполитических ведомств Америки и Германии так и не пришли к компромиссу по «Северному потоку-2» (СП-2). На переговорах в Брюсселе 24 марта госсекретарь США Энтони Блинкен предупредил главу МИД ФРГ Хайко Мааса: если строительство российского экспортного газопровода не прекратится, «мы примем решение по санкциям» в отношении Германии.

Между тем, по данным издания Politico, президент Джо Байден оказался «между молотом и наковальней»: c одной стороны, он твердо намерен помешать реализации проекта, и вместе с тем не хочет ссориться с Берлином, которому «Северный поток-2» жизненно необходим. А известный немецкий политолог Александр Рар считает, что конфликтное развитие событий между двумя ведущими партнерами по НАТО и вовсе может привести к полномасштабной торговой войне Америки с Германией. Мы спросили российских экспертов, какие еще санкции может наложить на СП-2 Вашингтон и насколько они способны остановить или затормозить проект, уже готовый, по немецким оценкам, на 98%.

Игорь ЮШКОВ, эксперт Финансового университета при правительстве РФ:

«Все надежды немцев на то, что американцы поменяют свой подход к «Северному потоку-2» оказались тщетными. При любой администрации они будут отстаивать собственные интересы. Им нужно выдавить Россию с газового рынка ЕС или хотя бы частично перекрыть ей возможность поставок энергоносителей. Этого можно добиться, лишь заблокировав строительство СП-2, заперев Россию на украинском транзите, а затем перекрыв каким-то образом сам транзит. Что при Трампе, что при Байдене - эта задача остается в повестке дня Вашингтона. Пока же США хотят добиться, чтобы Европа сама отказалась от проекта, чтобы не вводить против нее официальные санкции. Едва ли Белый Дом пойдет на жесткое обострение отношений с ЕС и Германией, для Байдена это огромный репутационный риск. Ситуация патовая, переговоры будут продолжаться. По сути, у американцев остается только один приемлемый вариант действий – добиваться выгодного для себя компромисса. Думаю, они будут настаивать, чтобы, во-первых, Германия строила у себя приемные СПГ-терминалы (пока на ее территории нет ни одного), во-вторых, чтобы немцы подписали с Соединенными Штатами долгосрочные контракты на закупку определенных объемов американского сжиженного газа.

Что касается новых санкций, которыми грозит Блинкен, то теоретически они могут коснуться немецкого города-порта Мукран, где хранятся трубы для «Северного потока-2». Отсюда эти трубы забирают суда снабжения, ведущие достройку трубы. Получается, что надо вводить санкции в отношении портовых служб Мукрана, который принадлежит местной общине, а де-факто – немецкому государству. Пойдет ли на это Вашингтон? Здесь есть очень тонкая дипломатическая грань, не нарушить которую американцам будут сложно».

Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:

«Пока крайне сложно понять, какие именно санкции могут быть еще введены. Однако нет никаких сомнений, что они затормозят процесс строительства «Северного потока-2»: ведь именно этого добивается администрация Байдена. Эти ограничения могут, к примеру, коснуться уже наземной инфраструктуры газопровода, что сделает проблематичным его использование после сдачи в эксплуатацию. Что касается переговоров между США и Германией, то, судя по всему, стороны ведут некий торг. Очень похоже, что Берлин согласен на «откупные»: немцы построят новые терминалы для приема американского СПГ в обмен на снижение санкционного давления по СП-2. Пока же остается констатировать: даже без новых санкций строительство газопровода затянулась на полтора года (его сдача изначально была назначена на конец 2019-го). Новые санкционные пакеты, которые США вводили постепенно, уже не позволяют без задержек достроить СП-2 в водах Дании – судно «Академик Черский» до сих пор не приступило к работам, поскольку не имеет необходимых сертификатов от международных организаций. А те их не выдают как раз из-за американских санкций».

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 25.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики