Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экономисты предрекли России «двойное дно» после блокировки Суэцкого канала

Экономисты предрекли России «двойное дно» после блокировки Суэцкого канала

Блокировка Суэцкого канала севшим на мель контейнеровозом Ever Given обернулась для Москвы неожиданными экономическими последствиями. Редакция «ПолитРоссии» специально для своих читателей проанализировала сложившуюся ситуацию.

В среду, 24 марта, гигантский контейнеровоз Ever Given сел на мель в водах Суэцкого канала, что вызвало настоящий коллапс на мировом энергетическом рынке. Дело в том, что данный маршрут является важнейшим торговым путем, по которому осуществляются поставки нефти и газа. Судно длиной в 400 метров и грузоподъемностью около 224 тысяч тонн следовало из Китая в Голландию, однако на 151 километре канала развернулось поперек и намертво перекрыло движение.

Из-за произошедшего инцидента в водах Суэцкого канала также оказались заблокированы по меньшей мере 100 иностранных судов, перевозивших топливо и сжиженный природный газ. Глава компании Boskalis, которая занимается спасательной операцией, Питер Бердовски сравнил застрявший контейнеровоз с «огромным китом, выброшенным на берег».

«Мы не можем исключить, что это займет недели. В зависимости от ситуации. Это огромный вес на песке. Нам, возможно, придется применить комплекс мер: снижение веса путем снятия контейнеров, нефти и воды с судна, использование буксиров, а также вымывание песка», – приводит его слова агентство Reuters.

Японская компания Shoei Kissen, которой принадлежит контейнеровоз Ever Given, принесла свои извинения за инцидент в Суэцком канале. Оператор судна Bernhard Schulte Shipmanagement назвал причиной происшествия сильный ветер.

Американское агентство Bloomberg подсчитало потери из-за образовавшегося в Суэцком канале затора. Как утверждают аналитики, ежедневно этот маршрут используют судна с нефтью и прочими товарами общей стоимостью 10 млрд долларов. Издание также отмечает, что за прошедших два дня цена морских перевозок из Китая в Европу выросла практически в 4 раза в годовом выражении, примерно до 8 000 долларов.

Учитывая, что спасательные работы могут затянуться на несколько недель, пишет Bloomberg, грузоотправители рассматривают возможность отправки судов в обход мыса Доброй Надежды. Отмечается, что этот маршрут длиннее традиционного на 9,6 тыс. км, а расходы только на топливо супертанкера, перевозящего нефть с Ближнего Востока в Европу, достигнет 300 тысяч долларов.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает сложившуюся ситуацию достаточно позитивной для России. Из-за блокировки Суэцкого канала Европа фактически осталась без ближневосточной нефти, чем Москва может непременно воспользоваться.

«Ближний Восток все больше конкурирует с российским сортом нефти Urals. Мы почти не пользуемся Суэцким каналом, там проходят очень небольшие объемы танкерных поставок. В основном, позитив в том, что Европе, кроме России, мало кто может дать приличные объемы нефти. И сейчас именно цена Urals по отношению к другим сортам возрастает. Плюс, газ на спотовом рынке Европы растет, потому что сюда теперь не проходят катарские СПГ и другие поставщики сжиженного газа с Ближнего Востока и восточной Африки. По объемам, в общем-то, “Газпром” сможет увеличить продажи, потому что конкуренция становится меньше. В плане заработка для нас это, скорее, позитивная история», – заявил собеседник «ПолитРоссии».

Финансовый аналитик брокерской компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков придерживается аналогичного мнения. Эксперт назвал дополнительную проблему, связанную с происшествием, которая влияет на мировой энергетический рынок.

«Предполагается, что порядка двух миллионов тонн сжиженного газа не попадет в Европу в ближайшее время. Соответственно, это отражается на том, что цены в ЕС начинают реагировать, и “Газпром” на спотовом рынке может улучшить свои продажи. По поводу нефти также возникает локальный дефицит на некоторых европейских нефтеперерабатывающих заводах, который можно будет возместить за счет поставок из России. В частности, уже цены на фрахт танкеров из Туапсе в Европу подскочили процентов на 5-10. Еще ситуация усугубляется тем, что не только заблокировано судоходство, но и эти суда, скажем так, выведены из оборота. Они могли бы приплыть в Европу или Азию, разгрузиться и затем забрать новый товар, совершить очередной круг. Но эти суда сейчас выключены, соответственно, с оперативными поставками должны справиться ограниченным количеством плавучих средств», – рассуждает финансовый аналитик.

Андрей Кочетков считает, что рост цен на сырьевые рынки и в целом спасательные работы в отношении Ever Given продлятся недолго. Тем не менее на коротком временном отрезке уже сложилась неплохая финансовая ситуация для России.

«Мы, по сути дела, смогли даже преодолеть негативную тенденцию – падение котировок нефти на этой неделе. И за счет Суэцкого канала сформировалась красивая техническая картина, которую на рынке принято называть “двойным дном”. Соответственно, нефть дорожает и, может быть, стабилизируется на этих уровнях», – отметил собеседник «ПолитРоссии».

Что касается поставок российского сырья в Азию, то они не пострадали из-за блокировки Суэцкого канала. Так, Москва осуществляет их с помощью таких нефтепроводов, как «Восточная Сибирь – Тихий океан», который идет и в Китай, и до Козьмино, откуда танкеры забирают нефть для ее дальнейшей транспортировки в другие страны, рассказывает Игорь Юшков.

Посол по особым поручениям МИД РФ по международному сотрудничеству в Арктике Николай Корчунов, комментируя ситуацию «Интерфаксу», отметил, что блокировка Суэцкого канала поспособствует развитию альтернативных маршрутов, которым прежде всего является Северный морской путь (СМП).

Однако на данный момент у Северного морского пути крайне высокая ледовая нагрузка, считает Игорь Юшков. Суда, маршрут которых мог бы быть перестроен с задействованием вместо Суэцкого канала СМП, не имеют такого класса, чтобы справиться с арктическими условиями. Да и в случае сопровождения атомных ледоколов корабли могут столкнуться со сложностями.

«В перспективе можно, конечно, позиционировать СМП как некую защиту от подобных историй. Для этого нужно будет построить новый атомный ледокол класса “Лидер”, который сейчас строится на судоверфи “Звезда” на Дальнем Востоке. Его только-только заложили, и чтобы проводить какие-то большие караваны судов, их нужно несколько. Это займет довольно много времени. Нынешние наши атомные ледоколы уже, чем те промышленные суда, которые идут по маршруту через Суэцкий канал. Получается, что часть кромки судно само должно колоть, а они ледового класса не имеют, то есть все большие сухогрузы, контейнеровозы и так далее. Пока что говорить о том, что СМП смог бы заменить Суэцкий канал, наверное, нельзя», – подытожил экономист.

Автор: Дана Киселева

Источник: ПолитРоссия, 26.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики