Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Суэцкая надбавка: может ли Россия извлечь выгоду из блокировки канала

Суэцкая надбавка: может ли Россия извлечь выгоду из блокировки канала

В Европе ожидают роста спотовых цен на газ, если операция по вызволению контейнеровоза затянется на несколько недель

Блокировка Суэцкого канала уже оказала влияние на глобальные рынки углеводородов и грузоперевозок. Цены на нефть встретили новость о севшем на мель контейнеровозе взлетом на 5%. И хотя статистика из США об увеличении запасов остудила пыл инвесторов, всё же котировки черного золота медленно, но верно продолжили рост. Стоимость доставки грузов на фоне затора на канале увеличилась в разы, что, как отмечают эксперты, в случае затяжного варианта решения проблемы может подстегнуть цены на газ. В этом случае крупные игроки на рынке газа — Алжир, Нигерия, США и, конечно же, Россия — смогут извлечь выгоду из сложившейся ситуации.

Дни или недели?

Прогнозы, что операция по разблокированию Суэцкого канала займет до двух дней, судя по всему, были слишком оптимистичными. Голландская компания Boskalis, которая пытается сейчас снять сверхбольшой контейнеровоз Ever Given длиной 400 м и шириной 50 м с мели, озвучила совсем другие сроки — несколько недель. По информации агентства Bloomberg, работы по разблокировке Суэцкого канала продлятся по меньшей мере до следующей среды, 31 марта.

В распространенном в ночь на пятницу, 26 марта, заявлении управления Суэцкого канала сообщалось о необходимости удалить до 20 тыс. кубометров песка.

В свою очередь, японская компания Shoei Kisen, владеющая гигантским контейнеровозом, принесла извинения за этот инцидент. В компании рассказали, что работают над разрешением ситуации, но отметили, что положение «чрезвычайно сложное».

Покушение на нефть

Суэцкий канал является основным маршрутом для поставки ближневосточной нефти в ЕС и США. Ежедневно через него проходит около 600 тыс. баррелей нефти. Обратно по той же водной артерии отправляются продукты нефтепереработки. Путь танкера с ближневосточной нефтью до итальянских НПЗ занимает около двух недель. Кроме того, по каналу транспортируется много российской нефти и нефтепродуктов. Они составляют 24% от всего черного золота, идущего через канал в южном направлении.

Всего Суэцкий канал транспортирует 10% мировых морских перевозок нефти.

Естественно, что цены на нефть тут же отреагировали на происшествие пятипроцентным ростом. Правда, уже на следующий день после блокировки канала пыл инвесторов остудила статистика из США. Рост запасов нефти, которые за неделю выросли на 1,9 млн баррелей (до 502,7 млн), почти нивелировал произошедший накануне скачок из-за блокировки Суэцкого канала. В ожидании решения управляющей компании о сроках разрешения проблемы и снятия судна с мели стоимость черного золота возобновила рост, но в пределах 1%.

По словам аналитика Raiffeisenbank Андрея Полищука, пока не стоит ожидать существенного роста стоимости нефти из-за блокировки канала.

— Полагаю, что эту проблему решат до конца марта, а запасов нефти в мире сейчас достаточно, поэтому я не вижу предпосылок для роста цен, — заявил собеседник «Известий».

Саудовская Аравия, по мнению эксперта, может покупать нефть, например, у России для замены своих поставок в Европу.

Альтернатива Суэцу

С собеседником соглашается и управляющий партнер компании WMT Consult Екатерина Косарева.

— Большого роста цен на нефть ожидать не стоит, однако, безусловно, реакция рынка на инцидент будет заметна в изменении стоимости черного золота, — сказала эксперт.

По ее словам, стоит учитывать, что в разы увеличилась стоимость морских перевозок из Китая в Европу, а если канал будет заблокирован на несколько недель, то поставщикам придется пользоваться альтернативным маршрутом в обход мыса Доброй Надежды.

— Это добавит свыше 9 тыс. км, что, естественно, увеличит топливные расходы для танкеров. Не исключу, что на какое-то время сократится спред между Brent и WTI, — пояснила Екатерина Косарева.

По данным агентства Bloomberg, топливные расходы на маршрут в обход мыса Доброй Надежды обходятся супертанкеру, доставляющему нефть с Ближнего Востока в Европу, в $300 тыс. А стоимость доставки 40-футового контейнера из Китая в Европу выросла почти до $8 тыс., увеличившись примерно в четыре раза по сравнению с данными 2020 года. Фрахт судов Suezmax, которые обычно перевозят 1 млн баррелей нефти, сейчас стоит около $17 тыс. в день, что является максимумом с июня 2020 года.

В свою очередь, на фоне инцидента в Суэцком канале «Росатом» заявил о повышении значения Северного морского пути (СМП), проходящего в акватории арктических морей России.

— Суэцкий прецедент показал хрупкость любого маршрута между Европой и Азией. Поэтому развитие альтернативных маршрутов необходимо в целях устойчивого международного судоходства. На этом фоне повышается значение Северного морского пути, конкурентоспособность которого увеличивается каждый год, — заявил «Интерфаксу» специальный представитель «Росатома» по вопросам развития Арктики Владимир Панов, курирующий в госкорпорации тему развития СМП.

Кстати, в этом году Россия сумела оперативно среагировать на рост цен на газ в Азии, доставив сырье по СМП почти в два раза быстрее (сокращение времени поставки на 40%), чем через Суэцкий канал. Рейс проходил в условиях средней ледовой обстановки и на два месяца позднее традиционного завершения навигационного сезона в восточном секторе Арктики, который, как правило, заканчивается в ноябре.

Выгодоприобретатели

Суэцкий канал является одним из главных маршрутов для поставок сжиженного природного газа с Ближнего Востока в Европу — через него проходит около 8% мировой торговли СПГ. По словам заместителя гендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, в данный момент спрос на газ в Европе традиционно низок, что связано с сезонным фактором.

Кроме того, Европа вышла из отопительного сезона с вполне приличными запасами газа. От перекрытия Суэцкого канала в основном могут пострадать поставщики СПГ из Катара. А другие крупные игроки (Алжир, Нигерия, Россия и в конце концов США) практически не зависят от этой логистической артерии.

— Если верить аналитикам Rystad Energy, речь может идти о блокировке в Суэцком канале метановозов, перевозящих порядка 1,4 млрд куб. м природного газа. Этот объем легко компенсировать за счет других источников (в том числе за счет отбора из ПХГ). В принципе можно ожидать относительно небольшого дополнительного роста трубопроводных поставок из России в размере нескольких сотен миллионов кубометров, — сказал собеседник «Известий».

С коллегой согласен и заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Пока, судя по всему, это не очень большая проблема для рынка СПГ, хотя и доставляет неудобства некоторым грузоотправителям, прежде всего Катару, которому придется отправлять предназначенные Европе грузы в обход Африки по более длинному маршруту. Это с одной стороны. А с другой — часть грузов, которые могли из Атлантики отправиться в Азию через Суэцкий канал, останутся в Европе, — отметил аналитик.

По его словам, сейчас реакции цен на сжиженный природный газ тоже не видно.

— Если ситуация затянется, возможно, проблемы возникнут, — заключил собеседник, говоря о возможном росте цен на СПГ.

Представители «Газпрома» и «Новатэка» не предоставили оперативных комментариев.

Автор: Ирина Кезик

Источник: Известия, 26.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики