Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Гигант сел на мель: что будет с ценами на нефть из-за ЧП в Суэцком канале

Гигант сел на мель: что будет с ценами на нефть из-за ЧП в Суэцком канале

Огромный контейнеровоз сел на мель в Суэцком канале и полностью перекрыл движение по важной транспортной артерии. Из-за аварии в акватории образовался затор более чем из 100 судов, которые перевозят в том числе нефтепродукты на общую сумму порядка 400 миллионов долларов. Выясняем, может ли это ЧП повлиять на мировые цены на черное золото.

Корабельный затор

В среду, 24 марта, гигантский контейнеровоз Ever Given сел на мель в южной части Суэцкого канала. Судно длиной 400 метров следовало из Китая в Роттердам. Благодаря внушительным размерам корабль можно увидеть даже из космоса. По предварительным данным, причиной случившегося стало отклонение от курса из-за сильного ветра.

Застрявший контейнеровоз развернуло течением поперек канала, в результате чего движение по нему было полностью заблокировано в обе стороны. Это создало затор по меньшей мере из 100 судов. Сейчас корабль пытаются снять с мели с помощью буксиров и восстановить движение по акватории. Чтобы это сделать, нужно углубить дно. Администрация канала заявила, что работы в районе инцидента выполнены на 87% – выкопали почти 17 тысяч кубометров песка.

Суэцкий канал – судоходный бесшлюзовый морской канал, расположенный на северо-востоке Египта. Он соединяет Средиземное и Красное моря. Считается, что между портами Атлантического и Индийского океанов это кратчайший водный путь. Зона канала является условной границей между двумя континентами: Азией и Африкой.

В МИД России предположили, что на разблокировку движения через Суэцкий канал может уйти несколько недель. При этом хозяин Ever Given надеется, что корабль, вероятно, смогут снять с мели в ближайшие выходные. Ежедневные потери от перекрытия канала составляют около 9,6 миллиарда долларов, подсчитали зарубежные издания.

По сообщениям СМИ, на судах, которые не могут пройти канал, находятся нефть и нефтепродукты на сумму более 400 миллионов долларов. В частности, в акватории стоят по меньшей мере семь крупных судов, перевозящих 6,3 миллиона баррелей нефти. Если канал не сумеют разблокировать за ближайшие выходные, будут задержаны еще три танкера с нефтью на сумму 160 миллионов долларов.

В первый день простоя цены на нефть выросли на 5%, но потом немного снизились. Однако 26 марта цены на основные марки снова начали идти вверх.

По информации зарубежных СМИ, из-за блокировки Суэцкого канала также выросла в несколько раз стоимость морских перевозок. Доставка груза из Китая в европейские страны стандартным контейнеровозом раньше стоила около 2 тысяч долларов, теперь же стоимость взлетела в несколько раз – до 8 тысяч. Всего в Суэцком канале задерживается доставка грузов и нефтепродуктов на общую сумму более 10 миллиардов долларов. 

СМИ подсчитали ущерб от блокировки Суэцкого канала

Локальный скачок цен?

Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что застрявшее судно посреди Суэцкого канала не окажет значительного влияния на мировые цены на нефть. По его словам, могут быть локальные скачки из-за спекулятивного фактора.

"Спекулятивный фактор зависит от информационной повестки, а она включает в себя различного рода высказывания аналитиков, которые делятся своими ожиданиями о том, как событие отразится на мировых рынках. Если основная часть комментариев будет носить "дефицитный характер", то в ответ на подобные высказывания действительно может произойти небольшой скачок цен", – объяснил собеседник Москвы 24.

При этом эксперт уверен, что такая ситуация не должна привести к реальному дефициту нефти.

"До сих пор есть переизбыток запасов, созданных в 2020 году, а распродажа запасов еще не закончилась. Тем более через Суэцкий канал идет не фундаментальная часть нефтяных потоков. Скорее всего, эту ситуацию можно рассматривать как рекламу Северного морского пути, где не бывает пробок", - Александр Фролов, заместитель гендиректора Института национальной энергетики.

Фролов считает, что простой не продлится слишком долго: по последним данным, судно планируют убрать до 31 марта. "В конце концов, Африку можно обогнуть, хоть это дольше, дороже и опаснее, но какие-то суда огибают континент", – подчеркнул он.

Эксперт добавил, что цены на нефть в эпоху пандемии восстанавливаются по схеме "два шага вперед и один назад". На данный момент, по его словам, стоимость начинает как раз восстанавливаться после значительного падения с 70 долларов за баррель до 60 долларов.

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник в разговоре с Москвой 24 также дал свои прогнозы.

"Как только ситуация выровняется, будет отлажен режим прохода танкеров и вся логистическая история в течение нескольких недель нормализуется, то по мере восстановления ценники на нефть будут понижаться", – пояснил он.

"Цены уже не растут, как это было 24 марта, когда эта история только начиналась. Тогда был рост на 5%, а сейчас стабилизировались цены в районе 63 долларов, то есть поднялись на 2% со вчерашнего дня", - Александр Пасечник, руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности.

Эксперт также предположил, что новости о судьбе контейнеровоза в ближайшие дни будут отражаться на курсах нефти как в сторону увеличения, так и в сторону понижения.

Автор: Анатолий Федотов

Источник: Москва 24, 26.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики