Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перебои с топливом и сельхозпродуктами: первые последствия перекрытия Суэцкого канала

Перебои с топливом и сельхозпродуктами: первые последствия перекрытия Суэцкого канала

Сегодня операция по его освобождению продолжилась. Часть судов пошла в обход Африки, более 300 стоят в пробке. В результате в Сирии уже начал ощущаться дефицит горючего, а в Финляндии ожидают истощения запасов кофе

Один из крупнейших в мире контейнеровозов, Ever Given, перекрыл Суэцкий канал в минувший вторник, 23 марта, практически воткнувшись в берег. Над освобождением судна работают буксиры и бульдозеры. По последним данным, в пробке, которая видна в 65 километрах от южного входа в канал, застряли почти 370 судов.

Накануне вечером севший на мель контейнеровоз удалось сдвинуть с места почти на 29 метров, сообщает Bloomberg со ссылкой на заявление компании Inchcape Shipping Services. Эту небольшую победу стоящие в пробке суда праздновали радостными гудками. 

Проведению операции мешают сильный ветер и прилив, рассказывает главред сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко:

— Вчера его расшевелили немного. Хоть как-то, но тронули с места. В общем и целом, тьфу-тьфу, ожидаю, что его должны в ближайшее время, в ближайшие дни, может быть, даже часы либо снять, либо развернуть. Короче говоря, должны освободить судовой проход для движения.

— Влияют ли как-то приливы на эту операцию?

— Там приливы копеечные, потому что там разогнали снаряды, углубляют. Я понимаю, что он такой здоровенный, но его инерция имеет пределы. Инерция складывается из ветра и скорости, а у него скорость была 12 узлов, небольшая. Так что, я думаю, что должны его сдернуть.

— А с оставшимися кораблями ситуация лучше?

— Компании, чьи суда, особенно большие суда, — им еще было далеко до канала. Кто-то находился в Атлантическом океане, кто-то находился в Индийском. Ряд компаний принял решение, не дожидаясь разрешения ситуации с Ever Given, направить суда в обход Африки. А те, кто стоял и стоит на рейде в районе Суэцкого канала или в самом канале, как стояли, так и стоят, ждут.

Из-за ситуации в Суэце Сирия ограничила поставки топлива внутри страны. Дефицит горючего в арабской республике наблюдался еще до происшествия с Ever Given, поэтому страна первой пострадала из-за срыва поставок. Как заявили сирийские власти, ограничения необходимы для гарантированного снабжения топливом больниц и других важных объектов. Комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:

«Через Суэцкий канал проходит до 10% мировой морской торговли нефтью, поэтому, конечно, те страны, особенно азиатские, которые зависят от транзита нефти по Суэцу, страдают. Тут, кстати, зависимость двусторонняя. С одной стороны, зависят европейские страны, которые нефть получают с Ближнего Востока, с другой стороны, часть нефти, нефтепродуктов идет как раз в азиатские страны по Суэцкому каналу. Поэтому те страны, которые находятся в наиболее уязвимом положении с точки зрения экономического положения, с точки зрения политической нестабильности (такие, как Сирия) больше страдают. Те страны, которые более благополучны, которые имеют запасы нефтепродуктов, конечно, тем проще пережить любой кризис, в том числе кризис с поставками товаров и энергоресурсов, которые идут по Суэцкому каналу. Если говорить про поставки нефти, то существуют поставки нефтепроводные, из тех же стран Ближнего Востока. Часть нефти Саудовская Аравия может отправлять через нефтепровод, идущий в сторону Красного моря. А для поставки нефтепродуктов в Сирию, я думаю, можно использовать схему поставок по тому же маршруту, по которому Россия поставляла военные грузы в Сирию, то есть морским транспортом через Черное море».

На стоимости топлива внутри России перекрытие Суэцкого канала вряд ли скажется, но оно может повлиять на отношения с нашими торговыми партнерами, отмечает гендиректор «Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора» Тамара Сафонова:

«Если раньше ценность судов с высокой грузоподъемностью была неоспорима, то сейчас уже задумались и по поводу обратного эффекта. Возникающие заторы таких судов очень сложно быстро локализовать. На текущий момент из России грузы направлялись в страны АТР через Суэцкий канал из российских морских терминалов Азово-Черноморского региона, кроме того, через Суэцкий канал проходят также танкеры, которые доставляют сжиженный газ с арктического проекта и арктическую нефть, также танкеры, транспортирующие нефть из Каспийского трубопроводного консорциума. На текущий момент застряли в Суэцком канале не менее семи танкеров с нефтью и порядка 15 судов с нефтепродуктами. Ситуация с возникшей пробкой оказала влияние на цены на нефть, на нефтепродукты, на судовое топливо, на ставки фрахта, они каждый день значительно взлетали. И в дальнейшем, естественно, те грузы, которые направлены именно на удовлетворение спроса на нефтепродукты либо на получение сырья, которое необходимо для нефтеперерабатывающих заводов, безусловно, окажут влияние на дисбаланс спроса и потребления в тех регионах, где ожидаются эти поставки».

В Финляндии тем временем вскоре может начаться дефицит кофе. Как пишут местные СМИ, задержка поставок на две-три недели может привести к истощению запасов у многих европейских производителей кофейных зерен. В Суэцком канале застряли также более 250 контейнеров со свининой финского производителя Atria, которые направлялись в Азию. Ранее СМИ писали, что из-за перекрытия Суэца в мире могут начаться перебои с туалетной бумагой. Сырье для ее производства — целлюлозу — возят как раз через Суэцкий канал. По последней информации, суда с этим сырьем отправлены в обход Африки.

Пока сложно оценить, к дефициту каких еще товаров может привести перекрытие канала, говорит глава департамента корпоративных финансов Финансового университета Константин Ордов:

«Морская перевозка оставалась одной из самых дешевых до сегодняшнего дня. Скоропортящиеся товары никаким образом, наверное, не участвовали в подобного рода трансграничных торговых операциях. А все, что имеет длительный срок хранения, безусловно, можно встретить в перечнях того, что перевозится через Суэцкий канал. Мы с вами видим, там контейнеры измеряются тысячами, десятками тысяч штук. Что в этих контейнерах — мы, может быть, даже никогда не узнаем».

Потери мировой торговли из-за перекрытия Суэцкого канала и срыва грузоперевозок достигли 10 млрд долларов в день. Более 90% всех товаров в мире перевозятся контейнеровозами. Непосредственно Египет, на территории которого проходит спасательная операция, теряет около 14 млн долларов в день. Президент страны распорядился подготовить разгрузку севшего на мель судна.

Источник: BFM.RU, 28.03.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики