Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как огромный контейнеровоз Ever Given встал поперек мировой торговли (видео)

Как огромный контейнеровоз Ever Given встал поперек мировой торговли (видео)

Японское судно под панамским флагом и тайваньским управлением село на мель на 151-м километре Суэцкого канала, закупорив одну из главных транспортных артерий планеты. Более 300 судов бросили якорь в открытом море.

Попытка сдвинуть 400-метровый контейнеровоз буксирами не удалась. Вот они – как муравьи облепили гигантский Ever Given. Днем и ночью крохотные экскаваторы роют песок под носом судна. Уже извлекли 20 тысяч кубометров породы – углубляют дно.

Суэцкий канал – вот за этой стеной. Она охраняется солдатами, они сидят на вышках. Единственная возможность увидеть канал – это поехать в Порт-Саид. От Каира это 3,5 часа пути. На дороге – блокпосты с военными и полицией. Обстановка в стране из-за блокады Суэцкого канала нервозная. Въезжаем в город.

Мы в Порт-Саиде. Здесь Суэцкий канал выходит в Средиземное море. Десятки кораблей застряли здесь - ждут своей очереди. Среди них - танкеры. Задерживаются поставки нефти минимум на 400 млн долларов. Но суда все равно готовы ждать, лишь бы не идти в обход.

Это кратчайший водный путь между Индийским океаном и акваторией Средиземного моря Атлантического океана: не нужно огибать Африку и преодолевать лишние 8 тысяч километров и 15 дней пути.

Это ворота Порт-Саида – вход в Суэцкий канал. Здесь сейчас пусто – все застряли. Пробку можно отслеживать на специальном сайте. Очередь растянулась с южной стороны до Индии. С северной – корабли кружат у берегов Египта, словно рой гигантских насекомых.

На пляже Порт-Саида очень хорошо видны корабли. Здесь и танкеры, и сухогрузы, и баржи – их можно отличить по силуэтам. А для местных жителей это, судя по всему, сейчас одно из главных развлечений – смотреть на застрявшие корабли.

Суэцкий канал - важнейшая транспортная артерия для нефтяных танкеров, которые идут в Европу и США. В пробке более 10 млн баррелей, а это почти 14 процентов от мирового суточного потребления. Из-за аварии застряла нефть из России на $160 млн.

"На европейский рынок поступает много нефти из Саудовской Аравии, Ирака, Кувейта ОАЭ, то есть в основном с Ближнего Востока нефть идет на европейский рынок", - объяснил Игорь Юшков, эксперт Финансового университета и аналитик Фонда национальной энергобезопасности.

С каждым часом растут и нефтяные котировки, и стоимость фрахта судов. Египет – в шоке. На взносах за проход по Суэцкому каналу страна зарабатывает 5-6 миллиардов долларов в год.

Порт-Фуад, как и Порт-Саид, разбогател благодаря торговле и пошлинам за проход судов по Суэцкому каналу. Власти Египта надеялись, что к 2023 году прибыль от пошлин сравняется с доходами от туризма. Но теперь этим планам, возможно, не суждено сбыться. Многие компании захотят изменить свои логистические цепочки.

Через Суэцкий канал ежегодно перевозят больше миллиарда тонн грузов. Это треть всего контейнерного трафика и почти 10 процентов мировой торговли.

Мы переправляемся на пароме через Суэцкий канал. Сейчас здесь хорошая погода. Практически нет ветра. Когда контейнеровоз сел на мель, дул хамсин - очень сильный южный ветер с пыльной бурей.

Одно из самых узких мест – ближе к портовому городу Суэц. Именно в этой точке судно сбилось с фарватера, село на мель и перекрыло движение. В итоге Ever Given уперся носом в правый берег, кормой – в левый. Намертво. Неудивительно: длина судна – 400 метров, а ширина Суэцкого канала – 120-150 метров.

Тут версии разные: то ли погода, то ли ошибка капитана. Песчаная буря и сильный ветер не основные причины. Документы все скопированы. Расследование может выявить ошибку капитана или штурманов.

Возможно, роль сыграли и 20 тысяч контейнеров, которые находятся на судне. Они стали своего рода парусом.

"Попробуйте во время ветра взять большой кусок фанеры и идти против ветра, вы просто не сможете этого сделать, плюс ошибки лоцманов. Человеческий фактор надо учитывать", - говорит Василий Гуцуляк, заведующий кафедрой "Морское право" Юридического института Российского университета транспорта.

Александр Рубцов, в советское время капитан лихтеровоза "Юлиус Фучик", водил суда и через Суэцкий канал. Говорит, сейчас подкапываться под контейнеровоз бесполезно.

"Надо было сразу делать выгрузку судна, подошли 5-6 контейнеровозов, сняли бы часть груза, оно бы подвсплыло, было бы проще маневрирование. Но это тоже потребует времени, то есть это же нужно найти суда подходящие, нужно загрузить, эти суда найти, куда их отогнать, либо выгрузить эти контейнеры и сделать ещё какой-то рейс", - говорит он.

Уже понятно: Суэцкий канал, прорытый между Средиземным и Красным морем еще 150 лет назад, хоть и обновлялся, но на суда площадью в 4 футбольных поля попросту не рассчитан.

"Это, скорее всего, самый большой корабль, который когда-либо проходил через канал. Никто никогда не делал этого на таком судне", - говорит Николас Слоан, капитан, вице-президент Международного Союза спасателей.

Теперь транспортным компаниям надо искать другие пути. Они – есть. Вокруг Африки через мыс Доброй Надежды часть кораблей уже ушла.

"Поставщики сжиженного природного газа перенаправили маршрут поставки с севера Атлантики к мысу Доброй Надежды. Так что можно сказать, что первые шаги в изменении длинной цепочки поставок уже сделаны", - рассказал Питер Сэнд, главный аналитик по транспортировке грузов Балтийского и международного морского совета.

Есть другие варианты. Например, транспортная компания FESCO сообщила: клиенты требуют пустить товар из Азии в Европу – по российским железным дорогам. А есть еще наш Северный морской путь.

Если не открыть канал в ближайшие дни, в мире могут начаться перебои с товарами: от электроники до автомобилей. Мировые информагентства заявляют даже о грядущем дефиците туалетной бумаги: остановка Суэцкого канала еще больше усугубила проблему нехватки контейнеров для морских перевозок сырья.

"Здесь скорее проблема в разрыве производственных цепочек на какое-то время опять же. То есть если раньше рассчитывалось, что у тебя танкер придет за неделю, а теперь он придет за 2-3 недели", - отмечает Игорь Юшков, эксперт Финансового университета и аналитик Фонда национальной энергобезопасности.

Стоило контейнеровозу сесть на мель, как тут же появилась теория заговора. Ever Given перед самым инцидентом нарисовал в море неприличный символ – маршрут легко отслеживается через трекинговый сервис. Оператор судна назвал это случайностью. А владельцы – японцы – кланяются, словно извиняясь перед всем миром за неудобства, и делают опрометчивые прогнозы.

"Мы планируем снять корабль с мели в субботу вечером по японскому времени", - говорит Юкито Хигаки, глава фирмы Shoei Kisen.

Все сроки уже вышли. Сегодня воскресенье. Интернет наполнился мемами: вот судно предлагают вытащить с помощью бурлаков. Здесь иронизируют над попытками крошечного экскаватора освободить контейнеровоз, из-за которого на мели вся мировая торговля. Не сразу отличишь от мема эти снимки. В Китае скоростную магистраль заблокировал грузовик – с контейнером той же самой фирмы. Помимо одинаковой надписи на борту грузовик и судно объединяет то, что оба отклонились от курса вправо и остановились под углом 45 градусов. Главное - один результат: гигантская пробка и куча проблем для международных перевозок.

Источник: Рен ТВ, 29.03.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики