Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Венгрии нет пока желающих получать американский СПГ

В Венгрии нет пока желающих получать американский СПГ

В Венгрии нет пока желающих получать американский СПГ — через Хорватию. Об этом говорят данные платформы операторов газотранспортных систем стран ЕС ENTSOG и результаты аукционов. Одна из причин — высокие расценки и на подачу газа из Хорватии в Венгрию.

Терминал на хорватском острове Крк мощностью 2,6 млрд кубометров в год запустили с этого года и почти за три месяца он принял три газовоза — два из США и один из Нигерии. Каждая выгрузка газовоза с подачей топлива в газотранспортную систему страны сопровождалась резким падением поставок российского газа в Хорватию в течение более чем двух недель. Однако до Венгрии американский газ так и не добрался.

По данным ENTSOG, перетока газа между Хорватией и Венгрией в этом году не было. В то же время результаты аукционов на венгерской торговой платформе RBP показывают, что венгерские компании не спешат бронировать мощность межгосударственной точки на границе Хорватии и Венгрии и дальше.

Так, с начала года хорватский оператор Plinacro провел четыре месячных аукциона на январь—апрель и торги на третий и четвертый кварталы 2021 года. Однако желающих заказать поставки газа из Хорватии в Венгрию не оказалось, и аукционы завершились безрезультатно.

Венгерское издание 444 отмечало, что США давно давили на Венгрию и Хорватию, чтобы те создали терминал СПГ и снизили зависимость от России. Американские дипломаты при этом настаивали на мощности в 5−10 млрд кубометров в год. Однако такие объемы странам просто не нужны, и они согласились на 2,6 млрд кубометров. При этом окончательную точку в решении судьбы терминала поставил Будапешт, без которого его и быть не могло. Венгерское издание замечало, что желающих закупать газ через Хорватию было мало и венгерское правительство попросило госгруппу MVM заключить контракт на 1 млрд кубометров в год. Она согласилась, но три четверти закупаемого СПГ все равно будет оставаться в Хорватии в обмен на российский газ, так как Энергетическое агентство Хорватии установило очень высокую плату за исходящую мощность в Венгрию. Там им будет пользоваться хорватское подразделение MVM.

Судя по данным торгов на платформе RBP, тарифы на транспортировку газа у хорватского оператора действительно высокие. Так, в середине марте он разыгрывал апрельские поставки в 4,5 млн кубометров в сутки и установил плату в $ 40 за тысячу кубометров. Это больше, чем «Газпром» платит даже за внеконтрактный транзит газа через Украину ($ 38), которая является самым дорогим маршрутом для российской компании. Примечательно, что расценки хорватского оператора на более ранних торгах были еще выше — в два и даже три раза.

Как сообщало EADaily, Хорватия — небольшой потребитель российского газа, 1,84 млрд кубометров в 2020 году. И поставки СПГ в Хорватию никак не сказались на экспорте «Газпрома». Из-за холодной зимы компания восстановила поставки после провального 2020 года и нарастила экспорт за два с половиной месяца этого года на 28%. При этом соседняя с Хорватией Венгрия нарастила импорт российского газа в январе—феврале на 85%.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач говорил EADaily, что поставки американского СПГ в Хорватию и Венгрию — это промоакция по продвижению США на европейские рынки газа: «У Венгрии нет физической потребности в этом газе, и поставки СПГ по сравнению с импортом из России будут небольшими». В 2020 году «Газпром» экспортировал в Венгрию 8,6 млрд кубометров газа.

Источник: EADaily, 31.03.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики