Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Единый газовый рынок с Белоруссией может разочаровать ценами

Единый газовый рынок с Белоруссией может разочаровать ценами

Посол Белоруссии в России Владимир Семашко объявил, что в 2022 году появится единый газовый рынок между двумя странами. 

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прокомментировал для «Журналистской правды», каким может быть единый газовый рынок России и Белоруссии.

«На самом деле никто до конца не понимает, как он будет функционировать. Единый рынок означает, что цены на газ в Белоруссии будут такие же, как в российских регионах, то есть в Смоленской, Брянской областях (ниже 100 долл. за тысячу кубометров).

Но российская сторона, с экономической точки зрения, понимает единый газовый рынок немного по-другому. Цены на газ в западных регионах страны по сути субсидируются, то есть они устанавливаются регулятором Федеральной антимонопольной службой. Эти цены не всегда обоснованно отражают экономическую реальность.

Себестоимость российского газа для Белоруссии и сейчас находится на низком уровне. Чем единый газовый рынок будет отличаться от сегодняшней ситуации? Право продавать газ для белорусских потребителей дадут не только «Газпрому», а, например, «Новатэку» и «Роснефти» как крупнейшим независимым производителям газа. Сейчас это запрещено. Закон об экспорте газа гласит, что эксклюзивным экспортером является транспортная система, то есть «Газпром». «Новатэку» и «Роснефти» запрещено экспортировать трубопроводный газ.

Сейчас «Новатэк» и «Роснефть» не поставляют газ дальше Московской области. То есть, чем дальше от Ямала, где они добывают газ, тем им невыгоднее поставлять, потому что они платят «Газпрому» за прокачку этого газа. Чем дальше они поставляют, тем больше платят. Вполне возможно, что в Белоруссию они ничего поставлять не будут, им это невыгодно. Производители готовы поставлять газ в Белоруссию за 130-150 долл. за тысячу кубометров.

Белоруссия может столкнуться с неоправданными ожиданиями. Единый рынок будет, независимые поставщики получат право продавать, но они не захотят продавать газ по тем ценам, по которым его хочет покупать Белоруссия. Может оказаться так, что рынок появится, но ничего не изменится. Пошлин между Россией и Белоруссией нет.

Белоруссия часто заявляет, что будет покупать газ у Казахстана. Но из Казахстана еще дальше качать. Прокачка газа из Казахстана в Белоруссию возможна только на рыночных условиях, казахи не захотят продавать газ белорусам за 3 копейки.

Белорусы считают, что цены на газ устанавливаются по коварному замыслу, и газ должен стоить дешевле. Но с чего он будет стоить дешевле, если его нужно сначала добыть, потом доставить, да и компания хочет заработать прибыль. Никто не будет продавать газ в Белоруссию себе в убыток. Поэтому Белоруссии не нужно строить большие ожидания от создания единого газового рынка с Россией».

Источник: Журналистская правда, 01.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики