Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Единый газовый рынок с Белоруссией может разочаровать ценами

Единый газовый рынок с Белоруссией может разочаровать ценами

Посол Белоруссии в России Владимир Семашко объявил, что в 2022 году появится единый газовый рынок между двумя странами. 

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков прокомментировал для «Журналистской правды», каким может быть единый газовый рынок России и Белоруссии.

«На самом деле никто до конца не понимает, как он будет функционировать. Единый рынок означает, что цены на газ в Белоруссии будут такие же, как в российских регионах, то есть в Смоленской, Брянской областях (ниже 100 долл. за тысячу кубометров).

Но российская сторона, с экономической точки зрения, понимает единый газовый рынок немного по-другому. Цены на газ в западных регионах страны по сути субсидируются, то есть они устанавливаются регулятором Федеральной антимонопольной службой. Эти цены не всегда обоснованно отражают экономическую реальность.

Себестоимость российского газа для Белоруссии и сейчас находится на низком уровне. Чем единый газовый рынок будет отличаться от сегодняшней ситуации? Право продавать газ для белорусских потребителей дадут не только «Газпрому», а, например, «Новатэку» и «Роснефти» как крупнейшим независимым производителям газа. Сейчас это запрещено. Закон об экспорте газа гласит, что эксклюзивным экспортером является транспортная система, то есть «Газпром». «Новатэку» и «Роснефти» запрещено экспортировать трубопроводный газ.

Сейчас «Новатэк» и «Роснефть» не поставляют газ дальше Московской области. То есть, чем дальше от Ямала, где они добывают газ, тем им невыгоднее поставлять, потому что они платят «Газпрому» за прокачку этого газа. Чем дальше они поставляют, тем больше платят. Вполне возможно, что в Белоруссию они ничего поставлять не будут, им это невыгодно. Производители готовы поставлять газ в Белоруссию за 130-150 долл. за тысячу кубометров.

Белоруссия может столкнуться с неоправданными ожиданиями. Единый рынок будет, независимые поставщики получат право продавать, но они не захотят продавать газ по тем ценам, по которым его хочет покупать Белоруссия. Может оказаться так, что рынок появится, но ничего не изменится. Пошлин между Россией и Белоруссией нет.

Белоруссия часто заявляет, что будет покупать газ у Казахстана. Но из Казахстана еще дальше качать. Прокачка газа из Казахстана в Белоруссию возможна только на рыночных условиях, казахи не захотят продавать газ белорусам за 3 копейки.

Белорусы считают, что цены на газ устанавливаются по коварному замыслу, и газ должен стоить дешевле. Но с чего он будет стоить дешевле, если его нужно сначала добыть, потом доставить, да и компания хочет заработать прибыль. Никто не будет продавать газ в Белоруссию себе в убыток. Поэтому Белоруссии не нужно строить большие ожидания от создания единого газового рынка с Россией».

Источник: Журналистская правда, 01.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики