Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Северный судоходный морской путь – только часть возможных альтернатив в будущем

Северный судоходный морской путь – только часть возможных альтернатив в будущем

Какие риски существуют для судоходства в районе Средиземного моря, и почему китайские и японские компании вкладываются в арктические проекты российских компаний, рассказал эксперт в сфере энергетики Станислав Митрахович.

Поспособствует ли пробка в Суэцком канале увеличению транзита по Северному морскому пути (СМП), рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Он отметил, что проблемы пробки, возникшей недавно в Суэцком канале, на сегодняшний день уже решены. Поэтому, говоря о близлежащих перспективах, не стоит ожидать массового перенаправления грузовых потоков на Северный морской путь.

"Однако сам по себе факт перекрытия Суэцкого канала хотя бы на шесть дней уже заставляет задуматься и многие страны, и многие компании, что на перспективу было бы неплохо иметь альтернативу. Альтернативы могут быть различными – это трубопроводы, это железнодорожные перевозки, это в том числе другие морские пути, в том числе – Северный морской путь", – отметил Митрахович в разговоре с Baltnews.

По его словам, на текущий момент СМП не сопоставим с Суэцким каналом по масштабам перевозок. По Северному морскому пути в год перевозится около 30 млн тонн грузов, а по Суэцкому каналу – 1,2 млрд тонн в год. Президентом России поставлена задача увеличить их до 80 млн тонн в год.

"Но мы же не говорим о том, что мы у них все заберем. Мы говорим о том, что может быть риск для судоходства в этом регионе из-за технических аварий, из-за проблем инженерного характера, из-за военно-политических рисков, существующих на Ближнем Востоке. Арабо-израильские противоречия, ирано-израильские, американо-израильские, ирано-арабские, все прочие – все эти противоречия живы. Речь не только про Суэцкий канал, это также Баб-эль-Мандебский пролив, Ормузский пролив и другие", – объяснил Митрахович.

И подытожил, что озвученные проблемы делают переброску части грузов на СМП в перспективе целесообразной. Если бы это было не так, те же самые японские или китайские компании не вкладывались бы в арктические проекты "Новатэка", заметил эксперт.

"Китайцы присутствуют в проектах "Ямал-СПГ", "Арктик СПГ–2", предполагая, что СПГ будет перевозиться в Китай Северным морским путем вне зоны рисков того судоходства, которое имеет место в районе Средиземного моря, Персидского залива, Красного моря и так далее", – сказал Митрахович.

Он отметил, что случившая с Суэцким каналом история стимулирует повышение интереса к Северному морскому пути.

"Я думаю, если мы говорим о горизонте десятилетий вперед, то часть грузов может перейти на Северный морской путь. Какая именно часть – пока говорить рано. Но если на СМП перейдет хотя бы небольшой процент от этих 1,2 млрд тонн – это будет для нас большой успех", – заключил Митрахович.

Напомним, контейнеровоз Ever Given длиной 400 метров и грузоподъемностью около 224 тысяч тонн направлялся из Китая в Нидерланды. 23 марта он сел на мель на 151-м километре Суэцкого канала, полностью его перегородив и, соответственно, парализовав движение. Причиной происшествия посчитали случайное отклонение судна от курса из-за внезапно поднявшегося сильного ветра. В результате у входов в канал скопились порядка 450 судов, более 40 ожидали очереди в Большом Горьком озере в середине канала.

Источник: Baltnews.lv, 04.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики