Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Северный судоходный морской путь – только часть возможных альтернатив в будущем

Северный судоходный морской путь – только часть возможных альтернатив в будущем

Какие риски существуют для судоходства в районе Средиземного моря, и почему китайские и японские компании вкладываются в арктические проекты российских компаний, рассказал эксперт в сфере энергетики Станислав Митрахович.

Поспособствует ли пробка в Суэцком канале увеличению транзита по Северному морскому пути (СМП), рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Он отметил, что проблемы пробки, возникшей недавно в Суэцком канале, на сегодняшний день уже решены. Поэтому, говоря о близлежащих перспективах, не стоит ожидать массового перенаправления грузовых потоков на Северный морской путь.

"Однако сам по себе факт перекрытия Суэцкого канала хотя бы на шесть дней уже заставляет задуматься и многие страны, и многие компании, что на перспективу было бы неплохо иметь альтернативу. Альтернативы могут быть различными – это трубопроводы, это железнодорожные перевозки, это в том числе другие морские пути, в том числе – Северный морской путь", – отметил Митрахович в разговоре с Baltnews.

По его словам, на текущий момент СМП не сопоставим с Суэцким каналом по масштабам перевозок. По Северному морскому пути в год перевозится около 30 млн тонн грузов, а по Суэцкому каналу – 1,2 млрд тонн в год. Президентом России поставлена задача увеличить их до 80 млн тонн в год.

"Но мы же не говорим о том, что мы у них все заберем. Мы говорим о том, что может быть риск для судоходства в этом регионе из-за технических аварий, из-за проблем инженерного характера, из-за военно-политических рисков, существующих на Ближнем Востоке. Арабо-израильские противоречия, ирано-израильские, американо-израильские, ирано-арабские, все прочие – все эти противоречия живы. Речь не только про Суэцкий канал, это также Баб-эль-Мандебский пролив, Ормузский пролив и другие", – объяснил Митрахович.

И подытожил, что озвученные проблемы делают переброску части грузов на СМП в перспективе целесообразной. Если бы это было не так, те же самые японские или китайские компании не вкладывались бы в арктические проекты "Новатэка", заметил эксперт.

"Китайцы присутствуют в проектах "Ямал-СПГ", "Арктик СПГ–2", предполагая, что СПГ будет перевозиться в Китай Северным морским путем вне зоны рисков того судоходства, которое имеет место в районе Средиземного моря, Персидского залива, Красного моря и так далее", – сказал Митрахович.

Он отметил, что случившая с Суэцким каналом история стимулирует повышение интереса к Северному морскому пути.

"Я думаю, если мы говорим о горизонте десятилетий вперед, то часть грузов может перейти на Северный морской путь. Какая именно часть – пока говорить рано. Но если на СМП перейдет хотя бы небольшой процент от этих 1,2 млрд тонн – это будет для нас большой успех", – заключил Митрахович.

Напомним, контейнеровоз Ever Given длиной 400 метров и грузоподъемностью около 224 тысяч тонн направлялся из Китая в Нидерланды. 23 марта он сел на мель на 151-м километре Суэцкого канала, полностью его перегородив и, соответственно, парализовав движение. Причиной происшествия посчитали случайное отклонение судна от курса из-за внезапно поднявшегося сильного ветра. В результате у входов в канал скопились порядка 450 судов, более 40 ожидали очереди в Большом Горьком озере в середине канала.

Источник: Baltnews.lv, 04.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики