Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Северный судоходный морской путь – только часть возможных альтернатив в будущем

Северный судоходный морской путь – только часть возможных альтернатив в будущем

Какие риски существуют для судоходства в районе Средиземного моря, и почему китайские и японские компании вкладываются в арктические проекты российских компаний, рассказал эксперт в сфере энергетики Станислав Митрахович.

Поспособствует ли пробка в Суэцком канале увеличению транзита по Северному морскому пути (СМП), рассказал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Он отметил, что проблемы пробки, возникшей недавно в Суэцком канале, на сегодняшний день уже решены. Поэтому, говоря о близлежащих перспективах, не стоит ожидать массового перенаправления грузовых потоков на Северный морской путь.

"Однако сам по себе факт перекрытия Суэцкого канала хотя бы на шесть дней уже заставляет задуматься и многие страны, и многие компании, что на перспективу было бы неплохо иметь альтернативу. Альтернативы могут быть различными – это трубопроводы, это железнодорожные перевозки, это в том числе другие морские пути, в том числе – Северный морской путь", – отметил Митрахович в разговоре с Baltnews.

По его словам, на текущий момент СМП не сопоставим с Суэцким каналом по масштабам перевозок. По Северному морскому пути в год перевозится около 30 млн тонн грузов, а по Суэцкому каналу – 1,2 млрд тонн в год. Президентом России поставлена задача увеличить их до 80 млн тонн в год.

"Но мы же не говорим о том, что мы у них все заберем. Мы говорим о том, что может быть риск для судоходства в этом регионе из-за технических аварий, из-за проблем инженерного характера, из-за военно-политических рисков, существующих на Ближнем Востоке. Арабо-израильские противоречия, ирано-израильские, американо-израильские, ирано-арабские, все прочие – все эти противоречия живы. Речь не только про Суэцкий канал, это также Баб-эль-Мандебский пролив, Ормузский пролив и другие", – объяснил Митрахович.

И подытожил, что озвученные проблемы делают переброску части грузов на СМП в перспективе целесообразной. Если бы это было не так, те же самые японские или китайские компании не вкладывались бы в арктические проекты "Новатэка", заметил эксперт.

"Китайцы присутствуют в проектах "Ямал-СПГ", "Арктик СПГ–2", предполагая, что СПГ будет перевозиться в Китай Северным морским путем вне зоны рисков того судоходства, которое имеет место в районе Средиземного моря, Персидского залива, Красного моря и так далее", – сказал Митрахович.

Он отметил, что случившая с Суэцким каналом история стимулирует повышение интереса к Северному морскому пути.

"Я думаю, если мы говорим о горизонте десятилетий вперед, то часть грузов может перейти на Северный морской путь. Какая именно часть – пока говорить рано. Но если на СМП перейдет хотя бы небольшой процент от этих 1,2 млрд тонн – это будет для нас большой успех", – заключил Митрахович.

Напомним, контейнеровоз Ever Given длиной 400 метров и грузоподъемностью около 224 тысяч тонн направлялся из Китая в Нидерланды. 23 марта он сел на мель на 151-м километре Суэцкого канала, полностью его перегородив и, соответственно, парализовав движение. Причиной происшествия посчитали случайное отклонение судна от курса из-за внезапно поднявшегося сильного ветра. В результате у входов в канал скопились порядка 450 судов, более 40 ожидали очереди в Большом Горьком озере в середине канала.

Источник: Baltnews.lv, 04.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики