Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев хочет СПГ из Катара через Хорватию, чего даже Венгрия себе не позволяет

Киев хочет СПГ из Катара через Хорватию, чего даже Венгрия себе не позволяет

Минэнерго Украины подписало с Qatar Petroleum меморандум о сотрудничестве. Киев планирует импортировать катарский СПГ. Ранее оператор ГТС Украины интересовался условиями хорватского терминала, который заработал в этом году. Часть СПГ поставляется туда для Венгрии, однако из-за тарифов на транспортировку венгерская госкомпания оставляет почти весь газа своему хорватскому подразделению и в обмен забирает российский газ.

И.о. министра энергетики Украины Юрий Витренко и президент госкомпании Qatar Petroleum Саад бин Шерида Аль-Кааби подписали меморандум о взаимопонимании по энергетическому сотрудничеству.

«Государства собираются развивать сотрудничество по инвестициям Катара в разведку и добычу газа на Украине, а также по поставкам газа (СПГ) из Катара на Украину», — сообщила пресс-служба Минэнерго Украины. Меморандум подписали в рамках визита президента Украины Владимира Зеленского в Катар.

Теоретически поставки СПГ из Катара возможны через Польшу и Хорватию. Сопредседатель Центра энергетических стратегий Дмитрий Марунич замечает, что до это у Украины была возможность импортировать СПГ из США и даже подписали меморандум с Польшей и Соединенными Штатами, однако все ограничилось двумя символическими закупками, которые совершил частный трейдер с собственником из США.

Эксперт отмечает, что расходы на транспортировку увеличат цену СПГ еще в полтора раза, а цена на сам газ будет, в любом случае, формироваться на рыночных условиях.

Кроме того, свободных мощностей в Польше, например, может просто не оказаться. Так, к 2023 году в силу вступят контракты на поставку польской PGNiG 12 млрд кубометров газа в виде СПГ, а мощность расширенного терминала в Свиноуйсьце и будущего плавающего газовоза в Гданьске составит до 12 млрд кубометров.

В конце марта «Оператор ГТС Украины» сообщал, что провел консультации с украинским послом в Хорватии по терминалу, который запустили на острове Крк в этом году. По данным Croatia LNG, первые свободные мощности появятся в Хорватии с октября 2023 по октябрь 2024 год — около 600 млн кубометров. Украинский оператор рассчитывает, что трейдеры будут использовать это направление для поставок СПГ на Украину.

Нюанс хорватского маршрута, правда, состоит в том, что стоимость транзита из Хорватии в Венгрию настолько высока, что, например, венгерская государственная группа MVM забронировала по просьбе правительства 1 млрд кубометров в год, но получать будет только 250 млн кубометров, оставив основную часть своему хорватскому подразделению в обмен на российский газ. Об этом сообщало издание 444. Данные платформы операторов ЕС ENTSOG и результаты аукционов на платформе RBP, как писало EADaily, показывают, что поставок газа из Хорватии в Венгрию не было и пока не планируется. Последний раз хорватский оператор Plinacro устанавливал на месячные поставки тариф в $ 40 за тысячу кубометров. Это даже больше, чем «Газпрому» приходится платить, если он заказывает сверхконтрактные объемы украинского транзита.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач полагает, что в случае с Хорватией Украина может попробовать применить свопы — менять СПГ на российский, который отберет на своей территории. Однако, отмечает эксперт, и при формальной транспортировке через Хорватию и Венгрию СПГ из Катара для Украины газ будет обходиться значительно дороже, чем на рынке. «Впрочем, Украина — богатая страна, которая сейчас платит европейским трейдерам солидную премию за реверсный газ», — заметил замдиректора ФНЭБ.

Источник: EADaily, 06.04.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики