Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не нужен: как некогда крупный тюменский инвестпроект АНПЗ превратился в большую проблему

Не нужен: как некогда крупный тюменский инвестпроект АНПЗ превратился в большую проблему

Разбираемся, есть ли у независимых НПЗ будущее в российских реалиях

В Тюмени снова перенесли торги по продаже имущества Антипинского НПЗ

В Тюменской области всё никак не могут пустить с молотка имущество Антипинского нефтеперерабатывающего завода. Продажу переносят третий раз из-за претензий кредитора «Промсвязьбанка». Прием заявок в очередной раз приостановили 30 марта. Спустя пару дней их возобновили. Торги состоятся 16 апреля.

До недавнего времени крупный региональный инвестпроект превратился в головную боль местных и федеральных властей. Попытка делать в России независимые НПЗ, кажется, потерпела крах. Разбираемся вместе с экспертами, что ожидает Антипинский НПЗ и повлияет ли дальнейшее развитие событий на жизнь тюменцев.

Кратко

О планах по банкротству Антипинского НПЗ стало известно в конце апреля 2019-го. О них заявлял гендиректор предприятия Максим Андриасов, который за несколько месяцев до этого сменил на этой должности Геннадия Лисовиченко, занимавшего пост с начала основания завода. Глава New Stream Дмитрий Мазуров, куда входил АНПЗ, с оптимизмом смотрел на перспективы крупного инвестиционного проекта, но вскоре оказалось, что у Антипинского НПЗ миллиардные долги перед банками.

Летом завод перешел во владение «Сокар Энергоресурс». Предприятие создали представители Сбербанка и азербайджанской компании Socar.

После этого дела у Дмитрия Мазурова и Геннадия Лисовиченко пошли плохо. На них возбудили уголовные дела. Мазурова обвинили в присвоении 29 миллионов долларов, растрате 473 миллионов рублей, которые принадлежали Антипинскому НПЗ, и организации нападения на эскортницу Юлию Мильштейн. С середины лета Мазуров находится под арестом. Лисовиченко, в свою очередь, уехал из страны. Его объявили в международный розыск и заочно арестовали.

А в конце декабря всё того же года АНПЗ тюменский арбитраж признал банкротом. Общая задолженность перед кредиторами составила 252 миллиарда рублей, из которых 170 миллиардов рублей — долг Сбербанку. С тех пор конкурсный управляющий Константин Сичевой через суды оспаривает сделки должника.

Что говорят сотрудники завода?

«Я устроилась на работу в тот период, когда завод объявили банкротом. Идти было нестрашно, зарплату платят — и хорошо. А что касается продажи завода, то с нами такого не обсуждают. Да и никто такое большое предприятие не закроет. Все ждут, когда его купят. Задержек по заработной плате нет», — рассказала одна из работниц завода на условиях анонимности.

Второй наш собеседник подтвердил, что завод работает в штатном режиме.

«Всё хорошо, зарплату вовремя дают. Даже больше стала. Про сокращение [сотрудников] у меня в подразделении не было. На работу ничего не повлияло, всё в норме. Продадут завод — всё равно никого увольнять не будут», — уверен он.

Все могут обходиться без АНПЗ

Опрошенные корреспондентом 72.RU эксперты в сфере энергетики в преддверии предстоящих торгов сходятся во мнении о том, на каких именно условиях продадут завод, — цена, возможное частичное списание долгов.

«Здесь вопрос о том, что будет с самим заводом [после продажи], что будут делать инвесторы и Сбербанк, учитывая долги, которые есть у АНПЗ перед банком. Это сложный треугольник. Идеально — если бы правительство и власти меняли налоговую систему, которая сейчас агрессивна к нефтепереработке. Но в ближайшее время это вряд ли случится. Скорее всего, завод будут спасать через привилегии. Герман Греф предлагал дать специальные льготы Антипинскому НПЗ — адресная льгота. Греф, по сути, спасает собственные вложения в завод. Может быть, это будет решением проблемы, но за счет бюджета. А потом каждый будет приходить и просить. А это не совсем справедливо», — высказывает свое видение ситуации Станислав Митрахович, ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ.

По его мнению, ситуация с АНПЗ учит тому, что независимая переработка в России не работает. Аргументирует он это тем, что налоговая ситуация не оптимальна для развития нефтепереработки в стране. Предполагает два варианта для улучшения их ситуации: уменьшить налоговое давление на компании или глобально думать о том, чтобы разрушать олигополию (когда относительно небольшое количество продавцов на рынке обслуживает много покупателей. — Прим. ред.) на рынке нефтепереработки.

Второй наш собеседник в качестве основных претендентов на Антипинский НПЗ называет «Роснефть», «Газпром-нефть», «ЛУКОЙЛ» — крупные вертикально-интегрированные компании.

«Нефтепереработка не приносит большой прибыли, и дефицита мощностей в России нет. Поэтому здесь покупатели попытаются сбить цену, и какой-то жесткой конкуренции не будет. Я думаю, что сделка может пройти по схеме "изначально договорятся, кому продадут, а потом будет публичное оформление соглашения"», — говорит Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ.

Он уверен, что АНПЗ сможет вырабатывать нефтепродукты и поставлять их на внутренний рынок или на экспорт, но как независимый НПЗ вряд ли заработает.

«Структура сегодня такова, что есть крупные ВИнКи (вертикально-интегрированные компании. — Прим. ред.), и вся отрасль состоит из них. Они имеют возможность лоббировать свои интересы, они договариваются с правительством, например, по параметрам налогового маневра. Как мы видим на практике, независимые НПЗ не вписываются в эту структуру отрасли и испытывают проблемы. Поэтому не приживаются. Несмотря на то, что завод технически хороший, мы видим, чем это заканчивается. Я думаю, эта история нас учит тому, что если какая-то структура отрасли выстроилась, то поменять ее крайне сложно», — отмечает Юшков.

«Думаю, Греф будет договариваться с кем-то из крупных игроков и попытается передать предприятие на баланс кому-то из ВиНКов. Здесь вопрос в цене. Компании тоже понимают, что в целом все могут обходиться без Антипинского НПЗ, поэтому будут сбивать цену на него. Но тоже бросать и оставлять на саморазрушение вряд ли кто-то будет. Я думаю, что актив привлекательный, но вопрос в цене», — подытожил эксперт.

А что по налогам?

Согласно бухгалтерской отчетности за 2019 год (новее еще нет), налог на прибыль АНПЗ составил 8,5 миллиона рублей, большая часть из которых попала в региональную казну.

У завода есть финансовая поблажка: ставка налога на имущество организаций в размере 1,5 процента как предприятию по переработке нефти с проектной мощностью не менее 3 миллионов тонн в год. Так решили депутаты областной думы в прошлом году на заседании Заксобрания.

По мнению источника 72.RU, знакомого с финансовой и экономической составляющей, смена собственников какого-то существенного влияния на налоговую политику предприятия не окажет.

«Потому что уплата налогов не зависит от того, кто является собственником. Все параметры, исходя из которых уплачиваются налоги, должны, по идее, остаться прежними, поскольку они предопределяются либо рынком, либо величиной основных средств, либо количеством персонала, работающего на предприятии. Если это всё останется на прежнем уровне, то кто будет акционером, влияния не имеет», — высказался собеседник.

Что говорят в АНПЗ?

В пресс-службе Антипинского НПЗ в ответе на редакционный запрос 72.RU сообщили, что завод продолжает стабильную работу по давальческому договору (перерабатывает нефть, закупленную у «Сокар энергоресурс». — Прим. ред.) во время конкурсного производства, а работники получили уведомления о проведении этой процедуры.

«За время процедуры банкротства численность производственного персонала Антипинского НПЗ не сокращалась, при этом была проведена оптимизация штата управленческого персонала в части нереализуемых в ходе конкурсной процедуры функций. Заработная плата, в том числе ее премиальная часть, выплачивается сотрудникам предприятия в полном объеме и без задержек. Кроме того, в соответствии с коллективным договором проводится ежегодная индексация окладов в размере официальной инфляции в Тюменской области», — заверили там.

По вопросам о процессе торгов рекомендовали обратиться к конкурсному управляющему Константину Сичевому. Но он отказался отвечать на вопросы корреспондента 72.RU.

Автор: Радик Енчу

Источник: 72.RU, 08.04.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики