Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Варшава переделает газопровод Ямал — Европа под поставки СПГ и газа из Норвегии

Варшава переделает газопровод Ямал — Европа под поставки СПГ и газа из Норвегии

Польский оператор Gaz-System подал президенту Офиса по регулированию энергетики (ERO) проект десятилетнего плана развития газотранспортной системы страны на 2022−2031 годы. Варшава планирует взять под полный контроль польский участок газопровода Ямал — Европа, по которому российский газ поступает в Польшу и Германию.

«Чтобы выполнить требования Польской энергетической политики до 2040 года и в соответствии со статьей 16 Закона об энергетике, Gaz-System подготовил проект Национального плана развития на 2022−2031 годы. Документ определяет будущие потребности польской экономики в газообразном топливе и устанавливает план действий, чтобы обеспечить эти потребности», — говорится в сообщении Gaz-System.

Оператор планирует осуществить 30 ключевых инвестиционных проектов, чтобы увеличить протяженность ГТС страны с 11 тыс. км до 13,1 тыс. км, а мощность компрессорных станций нарастить вдвое.

В Gaz-System прогнозируют, что через 10 лет потребление природного газа может увеличиться на 50% (почти до 30 млрд кубометров), а в сезонные пики — вдвое по сравнению с показателями 2019−2021 годов.

Оператор заметил, что основными инвестиционными проектами уже сейчас являются строительство «Балтийского газопровода», газопровода Польша — Литва (GIPL), интерконнектора со Словакией и расширение терминала СПГ в Свиноуйсьце. Еще одним этапом станет плавучий терминал СПГ в Гданьске.

«Проект плана также предполагает использование польского участка газопровода Ямал — Европа для нужд ГТС страны с 2026 года. Активное использование мощностей этого газопровода, когда в Польше создадут диверсифицированный и конкурентный рынок газа, даст возможность эффективно распределять газ, в том числе из так называемых „Северных ворот“ („Балтийский газопровод“ и терминал СПГ)», — сказано в сообщении Gaz-System.

Издание BiznesAlert, которое уже располагает проектом, замечает, что польский оператор сможет взять под полный контроль участок газопровода, который строился сугубо на российские деньги.

Собственником газопровода Ямал — Европа мощностью 33 млрд кубометров выступает EuRoPol GAZ. По 48% принадлежат «Газпрому» и PGNiG. Еще 4% находятся в собственности Gas-Trading S.A., которую также контролирует польская госкомпания PGNiG. Оператором выступает Gaz-System, которому польский регулятор расширил права по газопроводу в 2019 году. Так, в мае 2020 года закончился контракт на транзит российского газа по польскому участку и Gaz-System перевел все бронирования на аукцион, где «Газпром» и выкупает транзит. При этом 10% мощности газопровода все еще находится под контролем EuRoPol GAZ — до 2023 года.

По данным BiznesAlert, Gaz-System хочет интегрировать польский участок газопровода Ямал — Европа в национальную ГТС, когда закончатся все контракты с «Газпромом».

«В Польше оператор ГТС планирует взять под полный контроль функционирование польской части с 2023 года, включая инвестиции в подключения к ГТС страны, а также процесс установки тарифа на транспортировку. По нашей информации, конкретная дорожная карта инвестиций в трубопроводы в Польше будет описывать, какие инвестиции необходимы Варшаве, чтобы иметь возможность использовать этот участок в интересах отечественного заказчика», — сообщает BiznesAlert.

Речь идет о том, что все мощности газопровода будут распределятся только на аукционе и Gaz-System планирует технические нововведения, которые позволят использовать газопровод Ямал — Европа, чтобы подавать газ в обратном направлении внутри страны.

По сути, работу газопровода подстроят под поставки СПГ и «Балтийского газопровода». Например, российский газ для Польши будут отбирать в том числе через новые соединения только на востоке страны, а отобранные объемы в центре и на западе страны компенсируют топливом, поставляемым из Норвегии и с терминалов СПГ. BiznesAlert замечает, что в новых условиях дополнительные договоренности с «Газпромом» уже не понадобятся.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач полагает, что планы Gaz-System в той или иной мере потребуют либо согласования с «Газпромом», как крупным акционером, либо выкупа его доли. По крайней мере, с точки зрения финансирования этих инвестиций за счет EuRoPol GAZ.

«С другой стороны, они не могут перекрыть транзит российского газа, если таковой будет востребован. И просто пытаются хоть какую-то соломку подстелить, если все-таки транзит окажется не нужен после ввода «Северного потока — 2», — говорит эксперт. Он не исключает, что инвестициями в польский участок Ямал — Европа Польша может попытаться снизить долю «Газпрома» в EuRoPol GAZ.

Как сообщало EADaily, Польша отказалась продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом» после 2022 года и не исключает только разовые поставки российского газа. Вместо него Варшава планирует получать газ из Норвегии по «Балтийскому газопроводу» и в виде СПГ через терминалы в Свиноуйсьце и Гданьске.

Сейчас «Газпром» обеспечивает более половины потребностей Польши в газе. В 2020 году PGNiG импортировала 9,66 млрд кубометров. Российский газ подают в Польшу по газопроводу Ямал — Европа, через два пункта в Белоруссии и с Украины.

Источник: EADaily, 09.04.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики