Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Перспективы «Силы Сибири – 2» зависят от газового спроса в КНР

Перспективы «Силы Сибири – 2» зависят от газового спроса в КНР

Перспективы «Силы Сибири – 2» упираются в объемы конечного спроса в Китае, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО РАН Сергей Луконин.

«Сила Сибири – 2» больше нужна РФ

Компания «Газпром» заявила об утверждении технико-экономического проекта строительства газопровода через Монголию в Китай. 

Проект ранее назывался «Алтай», но затем получил название «Сила Сибири – 2». Газопровод должен доставить газ из Восточной Сибири, откуда берут свое начало российские поставки в Европу, через Монголию до границ Китая. Труба зайдет в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР и соединится с китайской газотранспортной системой «Запад – Восток», по которой сырье может дойти до Шанхая – главного торгово-промышленного центра страны.

Мощность проекта оценивается в 50 млрд кубов газа в год, а под ресурсной базой предлагаются Ямал, ЯНАО, Красноярский край и ряд других регионов РФ. До соглашения пока далеко, видны только амбиции Москвы развивать проект. 

«Теоретически у КНР сохраняется потребность в повышении потребления газа для снижения доли угля в национальном энергобалансе. Еще есть и второй фактор – противостояние с США, поэтому Пекин пытается максимально себя обезопасить. Заинтересованность в сотрудничестве с Россией у Китая есть, но существуют большие вопросы по потребности Китая в газе», – констатирует Луконин.

Основное потребление газа в КНР находится на побережье, а российский газ приходит в отстающие провинции Китая. Не надо забывать и про политику Пекина не складывать яйца в одну корзину: КНР не хочет получить энергетическую зависимость от РФ.

«Вероятно, что потребность КНР в российском газе не так велика, как хочется нам», – заключает Луконин.

«Газпром» ведет разговор о больших объемах: 50, а то и 80 млрд кубов газа. Это сопоставимо с транзитными возможностями одного из «Северных потоков» или с объемом сырья, который РФ прокачивает через украинскую ГТС.

Потребление газа в КНР в 2020 году составило примерно 320 млрд кубов: был зафиксирован рост, но всего лишь в 13 млрд кубов. Перед Китаем есть пример Евросоюза, который старается снизить газовую зависимость от РФ, но не может этого сделать. 

Отношения Москвы и Пекина значительно лучше, но китайская сторона не готова идти на энергетическую интеграцию.

Китай пока не тянет на газовую альтернативу ЕС

«В 2020 году у России были недопоставки по «Силе Сибири – 1»», – резюмирует Луконин.

С запуска проекта в январе 2020 года по конец декабря российские газовые поставки в Китай составили 3,8 млрд кубов. Это меньше плана на год – 5 млрд кубов, не говоря уже про проектные возможности газопровода – 38 млрд кубов в год.

Причиной ситуации является снижение цен на сжиженный природный газ (СПГ) на азиатском рынке. В ближайшие годы ситуация исправится, но опыт «Силы Сибири – 1» демонстрирует, что у Китая в газовой энергетике присутствуют альтернативные варианты.

«Китай не станет для России заменой европейскому рынку газа, но сбалансирует наш газовый экспорт», – констатирует Луконин. 

Руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что по перспективам «Силы Сибири – 2» многое зависит от позиции КНР.

«Все зависит от позиции КНР, которая ведет осторожную политику по диверсификации поставок как газа, так и нефти вместе с другим сырьем. Китай по вопросу «Силе Сибири – 2» какое-то время подержит РФ в подвешенном состоянии», – констатирует Перов.

Пекин уже вел такую политику по «Силе Сибири – 1» и по строительству российско-китайского нефтепровода.

«Говорить о перспективах газопровода рановато, но переговорная позиция России по развитию углеводородного обмена с Китаем имеет весомые козыри. Москва может предложить китайцам выгодные ценовые условия поставок», – заключает Перов.

Китайский рынок газа продолжит меняться

Китайский рынок газа является регулируемым, а условия поставок сырья в Поднебесную остаются коммерческой тайной.

«Поставки «Газпрома» в Китай приносят меньше прибыли, чем поставки в ЕС, однако Пекин начал масштабную реформу газового сектора национальной экономики, которая будет реализовываться несколько лет. Она подразумевает развитие системы внутренних газопроводов и либерализацию внутреннего законодательства КНР, поэтому конъюнктура может улучшиться», – резюмирует Перов

Если процесс не заморозят, то внутренние цены на газ в КНР вырастут, что скажется на прибыли российской стороны. Одновременно это подстегнет внутренний спрос на газ: реформа и была затеяна для того, чтобы простимулировать данный процесс.

«Все это дает надежду на успех «Силы Сибири – 2», тем более неизвестно, что будет с китайской сланцевой революцией. В Китае не все идет гладко, хоть Пекин медленно, но верно достигает энергетических целей», – констатирует Перов.

Внутреннее производство газа в Китае остается нестабильным, и это оставляет пространство для роста импорта. «Сила Сибири – 2» является выгодным проектом для КНР из-за того, что Россия готова пойти на ценовые уступки.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 12.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики