Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Варшаве рассказали, как полонизируют газопровод Ямал — Европа

В Варшаве рассказали, как полонизируют газопровод Ямал — Европа

Польский оператор опубликовал проект десятилетнего плана развития газотранспортной системы страны на 2022−2031 годы и указал, как участок газопровода Ямал — Европа, по которому российский газ идет в Германию, переориентируют на восток.

Gaz-System опубликовала для общественных обсуждений проект десятилетнего плана развития газотранспортной системы Польши на 2022−2031 годы. В большей степени он связан с тем, что потребление газа из-за энергоперехода в стране вырастет и Польша перейдет на новые источники импорта вместо России. Так, в течение ближайших лет Gaz-System намерена запустить «Балтийский газопровод» мощностью 10 млрд кубометров, расширить терминал СПГ в Свиноуйсьце до 7,5 млрд кубометров и ввести в эксплуатацию плавучий терминал сжиженного газа в Гданьске на 4,5 млрд кубометров. В то же время долгосрочные поставки российского газа, которые составляют до 10 млрд кубометров в год, прекратятся.

Изменение источников поставок непосредственно скажется на работе транзитного газопровода Ямал — Европа. Он пересекает Польшу посередине и является, по сути, питающим стержнем газотранспортной системы Польши, хотя и не является ее частью. Если сейчас основные объемы газа страна получает с востока, то переориентирование на новые источники переведет точку их входа с белорусской границы на побережье Балтийского моря в центре и на западе Польши. В этой ситуации польскому оператору необходимо было бы заново создавать газотранспортную систему страны, но в Варшаве решили пойти самым простым путем и переориентировать польский участок Ямал — Европа. Так, до 2024 года с ним соединят у немецкой границы на западе страны отдельной магистралью терминал СПГ в Свиноуйсьце и «Балтийский газопровод», а после 2024 года построят газопровод от Гданьска.

В результате Gaz-System сможет запитывать Ямал — Европа газом из новых источников. Сейчас участок транзитного газопровода работает в прямом направлении — в Германию. И часть газа из него поступает в Польшу в двух точках — во Влацлавеке в центре Польши и во Львувеке на западе страны. Польский оператор предлагает после 2024 года построить на Ямал — Европе еще четыре точки входа-выхода и добавить к пяти компрессорным станциям еще одну во Львувеке. Таким образом Gaz-System планирует интегрировать газопровод в ГТС Польши и перевести его на реверсную работу — поставлять по нему норвежский газ и регазифицированный СПГ с запада в центр и даже на восток страны, откуда топливо по новым газопроводам-отводам, включая GIPL (Польша-Литва), будет распределяться дальше.

Во многом конфигурация работы газопровода Ямал — Европа после 2024 года зависит от объема транзита российского газа в Германию. Президент Gaz-System Томаш Штепич рассказал Dziennik Gazeta Prawna, что при сохранении поставок используют виртуальный реверс. Суть его состоит в том, что российский газ будут отбирать в ГТС страны на востоке и в центре, а в западную часть страны и в Германию поставят взамен норвежский газ и регазифицированный СПГ. При падении транзита почти все мощности Ямал — Европа будут в распоряжении Польши, отметил президент Gaz-System, добавив, правда, что на случай такой ситуации оператору необходимо расширить мощности подземного хранилища газа, чтобы не допустить сбоя в системе поставок.

Собственником газопровода Ямал — Европа мощностью 33 млрд кубометров выступает EuRoPol GAZ. По 48% принадлежат «Газпрому» и PGNiG. Еще 4% находятся в собственности Gas-Trading S.A., которую также контролирует польская госкомпания PGNiG. Оператором выступает Gaz-System, которой польский регулятор расширил права по газопроводу в 2019 году. Так, в мае 2020 года закончился контракт на транзит российского газа по польскому участку и Gaz-System перевел все бронирования на аукцион, где «Газпром» и выкупает транзит. При этом 10% мощности газопровода все еще находится под контролем EuRoPol GAZ — до 2023 года.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач говорил EADaily, что планы Gaz-System в той или иной мере потребуют либо согласования с «Газпромом», как крупным акционером, либо выкупа его доли. По крайней мере с точки зрения финансирования этих инвестиций за счет EuRoPol GAZ.

«С другой стороны, они не могут перекрыть транзит российского газа, если таковой будет востребован. И просто пытаются хоть какую-то соломку подстелить, если все-таки транзит окажется не нужен после ввода „Северного потока — 2“», — считает эксперт. Он не исключает, что инвестициями в польский участок Ямал — Европа Польша может попытаться снизить долю «Газпрома» в EuRoPol GAZ.

Как сообщало EADaily, Польша отказалась продлевать долгосрочный контракт с «Газпромом» после 2022 года и не исключает только разовые поставки российского газа. Вместо него Варшава планирует получать газ из Норвегии по «Балтийскому газопроводу» и в виде СПГ через терминалы в Свиноуйсьце и Гданьске.

Сейчас «Газпром» обеспечивает более половины потребностей Польши в газе. В 2020 году PGNiG импортировала 9,66 млрд кубометров. Российский газ подают в Польшу по газопроводу Ямал — Европа через два пункта в Белоруссии и с Украины.

Источник: EADaily, 15.04.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики