Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Деньги в трубу

Деньги в трубу

Почему цены на подключение к газу в регионах отличаются в разы и что с этим можно сделать 

Новая формула газификации частного сектора пока так и не заработала, а тарифы на подключение населения к газовым сетям продолжают расти. Цены на проведение трубы к жилому дому (так называемая последняя миля) с 2019 по 2021 год, по данным Общероссийского народного фронта, в среднем выросли на 28,5%, а в некоторых регионах даже в два раза.

Разработка и внедрение механизма новой социально ориентированной газификации, без привлечения средств граждан, начались 10 месяцев назад. Новая концепция была готова уже к концу лета 2020 года, но до внедрения дело так и не дошло. Основные сложности, как и ожидалось, оказались связаны с финансированием: программа оценивается в 1,9 трлн рублей, и 600 млрд на ее выполнение пока не найдены.

С 2019 года цены на подключение к газоснабжению в целом выросли почти на треть, что значительно выше инфляции, сообщает ОНФ. В Рязанской области цена прокладки метра трубы подскочила с 957 рублей в 2019 году до 2955 рублей в 2021 году. В 2,5 раза выросли цены в Краснодарском крае, Новгородской области. Более чем в 1,5 раза - в Тульской и Тюменской областях.

При этом в шести регионах тарифы за последние годы снизились - например, в Ненецком АО, Архангельской, Воронежской областях.

Для сравнения региональных тарифов эксперты взяли стоимость подземной прокладки стальной трубы газопровода диаметром 57 мм. Выяснилось, что в Калининградской области эти работы оцениваются в 529,64 рубля за метр, тогда как, например, в Новгородской - в 13 раз дороже (6986,51 рубля). В число "лидеров" по стоимости входят также Краснодарский край и Тульская область. В Орловской и Тверской областях, Чечне, Северной Осетии цены, напротив, ниже тысячи рублей за метр. "Объяснить такой разброс разумными причинами невозможно, - считает замруководителя Исполкома по региональной работе ОНФ Артем Бичаев. - Например, Краснодарский край вряд ли можно отнести к регионам с вечной мерзлотой, где прокладывать трубы намного сложнее, чем в Калининграде".

Если газопровод проходит недалеко от дома, то подключение часто обходится жителям примерно в 70 тысяч рублей. "Такие траты лежат в пределах двух среднедушевых ежемесячных доходов и могут быть признаны доступными для большинства населения", - отмечают в ОНФ. Но если на пути к газопроводу большое расстояние, дорога или водоем, работы дорожают. ОНФ собрал десятки договоров из 25 регионов, где за подключение нужно заплатить около 360 тысяч рублей. Одной из многодетных семей из Удмуртии, чей дом находится в 186 метрах от газопровода, был выставлен счет в 635 тысяч рублей. В Челябинской области с жителя Кыштыма запросили за подключение к газу 27 млн рублей. Газовая труба находится в 185 метрах от дома, но газовщики планируют прокладывать соединение с расстояния в 16 км.

С жителя запросили за подключение дома к газу 27 млн рублей

Цены скачут даже в соседних городах одного региона, отмечают в ОНФ. При этом каждая газовая компания обслуживает свои муниципалитеты, выбрать, к кому подключиться, жители не могут. "Строительство газопровода низкого давления не является видом деятельности с регулируемыми тарифами", - говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. После внедрения нового механизма газификации "последняя миля" должна стать для бытовых потребителей бесплатной.

В ОНФ считают, что необходимо изменить систему расчета тарифов на подключение к газовым сетям, и готовят обращения в минэкономразвития, ФАС и к региональным властям.

Правительством разрабатывается перечень мероприятий, направленных на развитие газификации регионов, сообщили в пресс-службе минстроя. В частности, прорабатываются предложения по упрощению подключения к инженерным сетям и переноса коммуникаций. Также вместе с ресурсоснабжающими организациями минстрой корректирует в соответствии с потребностями жилищного строительства их инвестиционные программы.

Авторы: Сергей Тихонов, Марина Трубилина

Источник: РГ - Северная Осетия, 21.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики