Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запрет на экспорт бензина повлияет на внутренний рынок РФ

Запрет на экспорт бензина повлияет на внутренний рынок РФ

Меры ограничения экспорта бензина, которые обсуждают власти РФ, нежелательны для нефтеперерабатывающих заводов, но полезны для потребителя, сообщил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Российское правительство поручило Министерству энергетики РФ разработать законопроекты, предполагающие установление экспорта «отдельных видов нефтепродуктов». 

Как следует из копии протокола совещания у заместителя председателя Правительства РФ Александра Новака, на которую ссылается «Коммерсантъ», речь прежде всего идет о запрете экспорта бензина во всех направлениях кроме стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Таким образом, топливо попадет в список существенно важных для внутреннего рынка товаров, «в отношении которых в исключительных случаях могут установить временные ограничения или запреты экспорта» в соответствии с правительственным постановлением №877 от 15 декабря 2007 года.

Указанный документ появился 14 лет назад на фоне заметного роста цен на зерно, растительные масла и молочную продукцию. Весной 2021 года в России сложилась похожая ситуация из-за последствий пандемии коронавирусной инфекции, практически парализовавшей глобальную экономику. 

На прилавках появились социально значимые продукты, стоимость которых выросла на 10–35%. Цены на топливо в рознице также поползли вверх в периоды повышения спроса. С декабря по февраль прошлого года прирост составил 17%, а еженедельное увеличение достигает 0,2–0,3%.

Вице-премьер Александр Новак, комментируя происходящее, пояснил, что запрет экспорта бензина нужен «в периоды, когда могут быть проблемы с балансом, то есть не в течение года, а когда весенне-полевые работы, осенне-полевые работы, растет спрос и когда заводы на ремонт становятся».

Аналитик Станислав Митрахович предостерегает: принудительное ограничение экспорта сложно назвать лучшим решением, несмотря на то что оно все же обеспечит краткосрочное падение цен на внутреннем рынке и замедлит темпы роста.

«Столь непопулярное решение можно рассматривать как пожарную меру. Но в долгосрочной перспективе – нет. Ведь запрещая экспортировать топливо, мы отбиваем у участников рынка желание заниматься этим видом бизнеса, вкладываться в переработку, реализовывать товар хоть с какой-то добавленной стоимостью. 

Если власти не позволяют компаниям подогревать интерес к процессу, те перестанут вкладываться в деятельность, что спровоцирует падение качества бензина. Явление будет краткосрочным, но от этого не менее опасным», – комментирует собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Экспортный запрет не должен затягиваться

В случае затяжного экспортного ограничения, предполагает эксперт, с негативными факторами столкнутся и нефтеперерабатывающие заводы, которые отгружают топливо в страны Европейского союза.

В среднем объемы экспорта в этом направлении превышают 150 тысяч тонн в месяц. Бензин АИ-92 уходит европейцам из российского торгового порта Усть-Луга.

«Поэтому ограничение экспорта не может быть долгосрочным. Мы ведь не хотим отказываться от экспортных доходов, которые являются стимулом для развития других отраслей. 

С нефтепереработкой связаны химическая промышленность, транспортная и логистическая отрасли, машиностроение. Я считаю, что сокращение объемов экспорта должно длиться недолго, неделю, месяц или два. Но длительность в течение полугода и дольше с точки зрения стратегических интересов Российской Федерации неуместна», – дополнил эксперт.

В экспертном сообществе на фоне роста стоимости бензина уверяли, что у государства есть механизмы, чтобы не допустить дефицита и сдерживать рост цен на топливо на розничном рынке.

Станислав Митрахович считает, что для стабилизации ситуации властям нужно стимулировать экспортные предприятия, которые тянут за собой различные производства.

«Это может быть завод по производству самолетов или бензина. Главное в принимаемых мерах – не допустить отказа от производства. Понятно, что гражданам не нравится рост цен, но все же в России бензин стоит намного дешевле, чем во многих развитых странах.

Однако есть и государства, где топливо еще доступнее, например Казахстан. Но там совершенно другая налоговая система. Поэтому и оценивать происходящее нужно с учетом разнообразных факторов», – отметил собеседник агентства.

Вполне возможно, что федеральные власти в будущем задумаются о пересмотре налоговой системы. Но нужно понимать, что и такая стратегия таит в себе риски сокращения поступлений в бюджет.

Временные ограничения или запреты экспорта, в свою очередь, неизбежно приведут к падению оптовых цен, кратковременному снижению розничных и росту предложения на внутреннем рынке, с одной стороны, а с другой – к снижению эффективности нефтеперерабатывающих заводов. 

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 26.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики