Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Помощь «Академика Черского» позволит закончить «Северный поток-2» к осени

Помощь «Академика Черского» позволит закончить «Северный поток-2» к осени

Эксперт оценил, насколько участие судна в прокладке труб ускорит строительство газопровода

Трубоукладчик «Академик Черский», о котором с прошлого года говорили как об основном российском судне, способном достроить газопровод «Северный поток-2», только сейчас приступил к работам на проекте. До этого прокладку труб на участке, проходящем по дну Балтийского моря, вела лишь баржа «Фортуна». Эксперт Игорь Юшков считает, что трубоукладочные работы могут закончить к началу июня.

К прокладке труб «Северного потока-2» наконец-то присоединилось судно «Академик Черский». Причем сделало это впервые, хотя еще с прошлого года – после того, как проект покинули, опасаясь американских санкций, швейцарские трубоукладчики, – именно «Черский» виделся специалистам главной им альтернативой.

Казалось, так оно и будет: еще в феврале 2020 года судно вышло из Находки, к маю того же года прибыло на Балтику. Однако с тех пор минул почти год, а трубоукладчик так и не участвовал в строительстве, активно и не всегда понятно для сторонних наблюдателей маневрируя в водах Балтийского моря. Одни эксперты списывали это на необходимость технической донастройки «Академика», другие – на получение от иностранных регуляторов соответствующих разрешений на работу в их водах, третьи – на опасение санкционного удара Вашингтона. Скорее всего, вклад в годичную паузу внесли все эти факторы.

Но в последнюю неделю апреля давно ожидаемое событие наконец-то свершилось: «Академик Черский» приступил к трубоукладочным работам в исключительной экономической зоне Дании. По данным оператора проекта, компании Nord Stream 2, до конца маршрута осталось пройти не более 5%: около 120 км в водах Дании и чуть более 30 км – в водах Германии. Теперь, соответственно, на двух разных нитках газопровода одновременно работают два судна: «Фортуна» и «Черский».

Датский участок не только длиннее, но и сложнее немецкого, поскольку работы там проводятся на глубине в несколько десятков метров. «Академик» обладает системой динамического позиционирования, которой нет у «Фортуны», поэтому он способен работать на таких глубинах. Баржа, в свою очередь, прокладывает газопроводную нитку в прибрежных водах Германии, чтобы позднее соединить ее с датской секцией.

Каковы сильные стороны трубоукладчика «Академик Черский»? «Это более современное судно, с динамической системой позиционирования и собственным двигателем, не нуждающееся в судах сопровождения. Его скорость укладки – где-то полтора километра в сутки – заметно выше, чем у «Фортуны», хотя реальная скорость во многом зависит от погодных условий», – отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Правда, по его словам, с трубами столь большого диаметра, как на проекте СП-2, «Академик Черский» никогда ранее не работал. Однако за минувший год он прошел достаточно серьезное переоснащение и сейчас наверняка готов к соответствующим работам.

Практически не вызывает сомнений, что судно очень скоро попадет под маховик американских санкций, которые уже «висят» на «Фортуне», давно ведущей работы на проекте.

«До того момента, как «Академик» снова подключился к строительству «Северного потока-2», официально санкции его не касались: формально судно не проводило работы, подпадающие под запрет американских ведомств, – поясняет Юшков. – Ограничения касаются запрета на участие в строительстве в Европе новых российских газопроводных маршрутов и их финансирования». По мнению эксперта, для предъявления подобных претензий «Академику...» чисто юридических оснований ранее не было – теперь они появились. Впрочем, заокеанские санкции не мешают вести работы «Фортуне» – не помешают они и «Черскому».

Другой вопрос: с какой скоростью будет продвигаться укладка трубы? По словам Игоря Юшкова, тут многое будет зависеть от погоды в районе строительства. Эксперт напомнил, что в конце зимы – начале весны «Фортуна» прокладывала около 300 метров трубопровода в сутки, а в апреле, когда сезонные шторма в Балтийском море прекратились, баржа вышла на ежедневную скорость в 850 метров. «Ориентироваться на стабильное прохождение всего расстояния не стоит, но после завершения синхронизации работы обоих судов – «Фортуны» и «Черского» – ежесуточный норматив прокладки трубы не должен опускаться ниже 500 метров», – утверждает наш собеседник. При такой скорости, прогнозирует Юшков, все трубоукладочные работы могут быть закончены уже к началу июня.

Правда, это еще не будет означать завершения проекта. Далее начнутся этапы пусконаладочных работ и испытаний, которые, скорее всего, продлятся до сентября–октября. И лишь после их успешного завершения будет официально объявлено, что «Северный поток-2» готов к вводу в эксплуатацию. Хотя разрешение на это еще должен дать немецкий регулятор – что наверняка тоже потребует какого-то времени.

Авторы: Дмитрий Докучаев, Георгий Степанов

Источник: МК, 27.04.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики