Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > РФ не откажется от идеи освоения шельфа Арктики в надежде обеспечить остаточный спрос на нефть и газ

РФ не откажется от идеи освоения шельфа Арктики в надежде обеспечить остаточный спрос на нефть и газ

Россия не планирует развивать добычу на богатом углеводородами арктическом шельфе в ближайшие 15 лет из-за низких цен на нефть и отсутствия технологий, однако в какой-то момент в будущем может приступить к его активной разработке, вопреки мировой тенденции перехода к зеленой энергетике, в надежде обеспечить остаточный спрос, считают аналитики.

Россия стремится скорее монетизировать запасы нефти, пока есть спрос, обещая развивать зеленую энергетику без подрыва экономики. Зеленые тенденции негативно влияют на прогнозы мирового потребления нефти, пик которого ожидается к концу текущего десятилетия, а к концу следующего - сокращение наполовину. Однако Россия, чей нефтегазовый сектор обеспечивает около 40% доходов бюджета, скорее всего, не откажется от дальнейшего освоения арктического шельфа на волне желания обеспечить спрос в долгосрочной перспективе, считают аналитики.

"То, что через 10 лет нефть не будет нужна - сомнительная теория, несмотря на то, что "зеленый" шар надувается быстрыми темпами. В России тоже, скорее всего, будут два движения. Одни будут отстаивать зеленую повестку и говорить, что зеленые проекты – это наше будущее, другие будут утверждать, что когда все бросят инвестировать в нефтегаз, мы с арктическими проектами окажемся на "белом коне", поскольку спрос на нефть в каком-то объеме останется", - считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Вице-премьер Александр Новак сказал, что запасы арктического шельфа РФ могут быть использованы в будущем, но все будет зависеть от технологий и спроса на углеводороды.

Морская акватория РФ, обладающая ресурсами в 100-110 миллиардов тонн условного топлива, является для страны перспективной точкой роста, поскольку традиционные запасы истощаются. Примерно 80-85% этого объема приходится на ресурсы арктического шельфа с себестоимостью добычи не ниже $80-90 за баррель. Минэнерго РФ считает, что в ближайшие 15 лет российский арктический шельф будет играть роль экспериментальной площадки для создания и освоения технологий для его разработки.

"Никто экономику добычи на арктическом шельфе считать не будет, поскольку все это (в будущем) - в том или ином виде - будет финансироваться за счет государства", - считает Симонов.

"Государство может решить, что это (разработка шельфа Арктики) лучше, чем просто списать эти запасы. Поскольку большая часть отрасли контролируется государством, оно может поставить задачу осваивать шельф вне зависимости от цен", - считает Александр Грязнов из рейтингового агентства S&P Global.

"Рентабельность проектов на шельфе – это функция не только цены, но и налогового режима. Для того, чтобы проекты на шельфе окупились, нужны не только стабильно высокие цены на нефть, но и налоговые льготы", - сказал Дмитрий Маринченко из Fitch Ratings.

Сказку сделать былью

Несколько лет назад Запад запретил поставку оборудования и участие в российских шельфовых проеках и проектах с трудноизвлекаемой нефтью, однако, несмотря на запрет, российские нефтяники почти достигли рентабельности добычи на одной из крупнейших сланцевых залежей в мире - Баженовской свите, продолжая наращивать объем трудноизвлекаемой нефти в общей добыче благодаря созданию необходимых технологий.

Проблем для освоения арктического шельфа несколько, говорит Симонов: иностранные партнеры вряд ли придут, санкции не снимут, собственных технологий для его разработки нет. Минимальная себестоимость добычи в Арктике оценивается в $80-90 за баррель, но реальность может быть более жесткой. Вряд ли цены достигнут такого уровня и будут держаться 3-5 лет для обеспечения окупаемости таких проектов.

"Но некоторые компании все эти трудности не останавливают. История - фантастическая, но можно же сделать сказку былью и сходить с ней за поддержкой в правительство", - сказал он.

Роснефть летом прошлого года сообщила, что начала самостоятельное бурение в Карском море, откуда после введения санкций в 2014 году ушел её партнер - американская ExxonMobil.

"Роснефть - главный лоббист разработки арктического шельфа. Все эти сложноcти дают ей право красиво попросить у государства поддержки. Какие основания? Развитие Севморпути, судостроения (судостроительный комплекс Звезда), импортозамещения, а также долгосрочная программа по производству СПГ, ведь компания планирует построить Кара-СПГ мощностью 30 миллионов тонн в год в 2030-2035 годах, и создание рабочих мест", - сказал Симонов.

Роснефть отказалась комментировать дальнейшие планы разработки шельфа Арктики.

По мнению аналитика Анны Бутко из Атона, более значимый негативный эффект на развитие шельфа РФ оказали технологические санкции, нежели запрет на финансирование проектов, так как западный капитал может замещаться азиатским.

Помочь развитию шельфовых проектов в РФ могут и инвесторы из развивающихся стран, считают аналитики.

"Очень маловероятно, что такими проектами могут заинтересоваться мейджоры... они наоборот сокращают добычу, оставляя месторождения с наиболее низкими затратами и лучшими ESG-характеристиками. Поэтому эти проекты могут быть интересны, скорее, компаниям из развивающихся рынков, например, тем, кто уже работает в России как миноритарные инвесторы во многих проектах. Но с учетом санкций, далеко не каждая компания на это пойдет", - считает Грязнов из S&P.

Автор: Олеся Астахова

Источник: Finam.Ru, 26.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики