Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лондон требует наказать Лукашенко остановкой газопровода «Ямал-Европа»: чем рискует Минск

Лондон требует наказать Лукашенко остановкой газопровода «Ямал-Европа»: чем рискует Минск

После вынужденной посадки самолета в Минске председатель Комитета по иностранным делам палаты общин Великобритании Том Тугендхат призвал не только прекратить строительство «Северного потока-2», но и остановить газопровод «Ямал-Европа», чтобы наказать «тиранический режим» президента Беларуси Александра Лукашенко. Однако этот шаг может иметь последствия не только для белорусской стороны, но и для Польши, через территорию которой проходит маршрут. К чему способна привести реализация этой угрозы, и решатся ли на нее европейские политики, в интервью изданию «Евразия-Эксперт» спрогнозировал ведущий аналитик российского Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

– Игорь Валерьевич, к чему может привести остановка газопровода «Ямал-Европа»?

– В последнее время мы слышим много диких предложений. Британская инициатива – идея радикальная и странная. В целом «Северный поток-2» может быть остановлен только по решению, принятому на уровне Евросоюза, но Великобритания вышла из ЕС, поэтому смысл их заявлений непонятен. Также абсурдна и инициатива с газопроводом «Ямал-Европа», который проходит через территорию не только Беларуси, но и Польши с Германией.

По сути, Лондон предлагает ударить по Польше. В Варшаве, наверно, очень сильно удивились, особенно в контексте окончания в 2020 г. контракта на транзит российского газа, который был подписан еще в момент строительства газопровода «Ямал-Европа».

Раньше поляки говорили, что по этому контракту толком ничего не получают, около $30 млн в год, – это мало. Такие транзитные доходы Польши объяснялись тем, что Варшава ни копейки не дала, когда газопровод строился. «Газпром» сам финансировал строительство, поэтому и были заключены выгодные условия транзита. В прошлом году этот контракт закончился, поляки перешли на общеевропейскую систему контрактования мощностей на прокачку, формируемых на основе аукциона. Правда, кроме «Газпрома» никто на этот аукцион не пришел, поэтому поляки получают за транзит не так много.

Если остановить транзит, как предлагает Великобритания, то Польша останется без газа, который она получает по газопроводу «Ямал-Европа». Россия – крупнейший поставщик газа в Польшу, и без российского газа в Польше возникнет энергетический кризис.

Кроме того, если приостановить использование газопровода «Ямал-Европа», а также остановить строительство «Северного потока-2», то следующей зимой Европа будет в энергетическом коллапсе, поскольку за эту холодную и продолжительную зиму европейцы изъяли из подземных хранилищ много газа. Сейчас в них его очень мало – меньше 30%, чуть ли не рекордно низкий объем. Тем более, пополнение хранилищ в этом году началось месяцем позже. Если раньше они начинали готовиться к следующему отопительному сезону в апреле, то в этом году они весь апрель использовали газ из хранилищ.

В этих условиях остановка «Ямал-Европы» приведет к тому, что европейцы не успеют подготовиться к следующему отопительному сезону: Европа замерзнет и еще без электричества останется.

Инициативы Лондона абсурдны еще и потому, что сама Британия покупает много российского газа. Предложение британских политиков – совершенно мазохистское, и конечно, никто его реализовывать не будет. Основание слишком зыбкое для того, чтобы вводить такие серьезные санкции.

Вспомним, при эскалации конфликта на Донбассе или истории с блогером Алексеем Навальным не вводили санкции против «Северного потока-2» и, тем более, «Ямал-Европы». Значит и сейчас ничего не введут.

– Президент США Джо Байден заявил, что не видит смысла в санкциях против «Северного потока-2». Когда газопровод будет достроен, то насколько значимым останется «Ямал-Европа»?

– «Ямал-Европа» – очень выгодный газопровод для «Газпрома», поскольку он давно окупился. «Газпром» полностью владеет белорусским участком трубопровода, также ему принадлежит 49% польского газового оператора. Получается, что при прокачке через Беларусь, «Газпром» платит сам себе, а в Польше забирает половину прибыли. С точки зрения экономики это выгодный проект.

Думаю, «Газпром» не будет перекидывать поставки с «Ямал-Европы» на «Северный поток-2». Пока что ни белорусам, ни полякам беспокоиться не нужно. А вот с 2024 г. заканчивается контракт на прокачку газа через Украину. Если в 2024 г. Киев даст какие-то сверхвыгодные условия, то какие-то объемы, может быть, пойдут через его территорию, но в целом украинский транзит либо остановится, либо минимизируется.

Украина, скорее всего, будет конкурировать с «Турецким потоком» в поставках в Приднестровье, Молдавию и Румынию. За это Киев может побороться, но не факт, что удачно. «Ямал-Европа» будет загружен теми же объемами в 30-35 млрд куб. м в год.

«Газпром», возможно, задумается о перераспределении поставок, если Варшава попытается поднять тариф либо перекрыть «Ямал-Европу». Например, в последнее время в Варшаве заявляли, что с 2022 г. Польша может остановить «Ямал-Европу» и использовать этот газопровод для своих нужд в прокачке газа трубопроводом «Baltic Pipe» из Норвегии.

Этот газопровод они сейчас строят, и, якобы, часть «Ямал-Европы» они изымут для продолжения «Baltic Pipe», хотя по европейским законам они обязаны провести аукцион и «Газпром» будет в нем участвовать. Кроме того, загрузка «Baltic Pipe» находится под большим вопросом: у Норвегии нет лишнего газа, чтобы продавать полякам. В таком случае Варшаве придется перекупать те объемы, которые Норвегия сейчас поставляет в другие страны Европы: Голландию, Германию и Великобританию.

– Есть ли у стран Евросоюза реальные рычаги давления на президента Беларуси Александра Лукашенко, в частности, в энергетической сфере?

– Сейчас в Европе обсуждают санкции на импорт белорусских нефтепродуктов и калийных удобрений. Если ЕС введет ограничения на калийные удобрения, то Минск сможет перекинуть товар на другие рынки, где он серьезно востребован. Думаю, что с переориентацией поставок проблем не будет. С нефтепродуктами немного сложнее, поскольку экономика их переработки ухудшается, и экспортировать, например, в Китай белорусские нефтепродукты может быть невыгодно.

Пока основные объемы в основном идут в Европу. Крупнейшие импортеры белорусских нефтепродуктов – Великобритания, Нидерланды, Украина, Польша, а также другие европейские страны. В дальнее зарубежье Минск, как правило, нефтепродукты не поставляет. Это экономически менее рентабельно, чем поставки в указанные страны.

– Власти Украины планируют отсоединить энергосистему страны от России и Беларуси к 2022 г. и синхронизировать ее с европейскими электрическими сетями. Насколько это возможно?

– Если есть желание – сделать возможно, но будет дорого. Украина может присоединиться к европейской системе через электросети Польши, Венгрии, Словакии или Чехии. Проблема в том, что там нет лишней электроэнергии: страны сами по себе достаточно энергодефицитны.

В Евросоюзе страны все больше принуждают отказываться от классической топливной энергетики, а новые предприятия возобновляемой электрогенерации они строят, по сути, под нужды своих стран. При этом зачастую европейцам самим не хватает энергии из возобновляемых источников. Поэтому не совсем понятно, откуда Украина будет брать электричество.

Чем больше в Европе возобновляемой энергии, тем больше рисков. Мы видели, что в эту зиму и солнечная, и ветро- и гидроэнергетика создали в Европе определенные проблемы. Например, Литва построила энергомост со Швецией, где высокая доля гидрогенерации. Оттуда Литва импортирует энергию, но когда в Швеции выпадает мало снега, гидроэнергетика работает на низких оборотах, поэтому экспортировать, по сути, нечего. Литва сталкивается с большим дефицитом. Тем более, этой зимой Литва сама экспортировала по этому мосту в Швецию электроэнергию, которую получала благодаря российскому газу.

В этом плане для Киева есть серьезные риски, и зачем ему отказываться от импорта из Беларуси и России, непонятно. Энергосистема Украины была надежной именно благодаря перетокам со стороны Беларуси и России, поскольку все локальные дефициты гасились за счет нашей генерации.

Переориентация Украины на европейскую систему требует больших инвестиций, да и сама энергия там будет дорогая. Украина не готова к этому, поскольку денег у Киева нет. Как они собираются переходить на подобную систему, совершенно непонятно.

– Если все же Украина захочет реализовать «энергетический поворот» в Европу, насколько критичным для Минска будет отключение украинских сетей от белорусской электрогенерации?

– Беларусь обычно не поставляла электроэнергию на Украину: были очень маленькие перетоки. Только в 2018 г. Украина провела реформу электроэнергетического рынка, после чего большое количество внешних поставщиков получило возможность экспортировать электроэнергию на Украину. Этой возможностью воспользовалась, в том числе, Беларусь.

Сейчас Украина для Беларуси – крупнейший и наиболее выгодный покупатель электроэнергии, потому что Литва отказалась закупать белорусскую электроэнергию. В свою очередь, Беларусь для Украины – выгодный поставщик: белорусы могут поставить довольно большие объемы электроэнергии по хорошим ценам.

Поэтому, с точки зрения экономики, ни одной из стран это не нужно. Но если уж Украина не будет покупать белорусскую электроэнергию, то с белорусами ничего страшного не случится. Может случиться с украинцами, поскольку у них дефицит. Беларусь недополучит какую-то сумму, но это не критично для экономики страны.

– Чем Лукашенко может ответить на отказ Киева от поставок электричества? Сможет ли он, например, остановить экспорт топлива на Украину?

– Думаю, Лукашенко не будет этого делать. Мы видим, что много лет Беларусь довольно успешно отделяла политику от экономики. Только в прошлом году Минск начал подобные вещи связывать, перенаправив, например, нефтепродукты из балтийских портов на российские. До этого у Минска были напряженные отношения с Вильнюсом, Ригой и Варшавой, но при этом страны активно торговали. Минск первым на такие ограничения не пойдет. Не берете энергию – хорошо, берите топливо. Не берете топливо – как хотите.

Беседовал Александр Приходько

Источник: Евразия.Эксперт, 27.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики