Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киев и Минск: обратная сторона диверсификации

Киев и Минск: обратная сторона диверсификации

Завершение летнего политического сезона отмечается очередным всплеском российско-украинских газовых отношений. Премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что контракт от 19 января 2009 года нуждается в пересмотре, так как не соответствует интересам Украины.

Причины такого «дружеского» поведения достаточно ясны. Во-первых, летом Украине пришлось пойти на серьезное повышение внутренних цен на газ. По решению национальной комиссии по регулированию энергетики средняя цена на газ для населения 1 августа увеличилась с 78 до 118 долл. за тысячу кубометров, а для коммунальных служб — с 110 долл. до 165. Это объясняется условиями взятого у МВФ кредита, среди которых — ужесточение финансовой дисциплины, в том числе повышение цен на газ.

Стоит заметить, что на Украине вскоре состоятся выборы в местные органы власти. Избирателю нужно пояснить, кто виноват в дорожающем газе. Своим заявлением о «кабальном контракте» Азаров как бы переводит ответственность на Россию. Поскольку с украинской стороны договор 19 января подписывала бывший премьер-министр Юлия Тимошенко, то такой сценарий для Партии регионов выглядит идеальным.

Плюс сейчас многие европейские компании — потребители газа — начали просить у «Газпрома» пересмотра долгосрочных контрактов, и Украина тоже решила присоединиться к этой очереди.

Чего добиваются европейские оптовые покупатели? Пересмотреть систему штрафов в рамках контрактов по принципу «бери или плати», а также частично привязать цены к спотовому рынку. Украине же Россия уже не просто сократила размер штрафных санкций за невыбор газа в 2009 году — она вообще отказалась штрафовать Украину. Между прочим, экономия для Украины составила более 8 млрд долларов. В дальнейшем штрафы к Украине также не будут применяться. Что касается формулы цены на газ, то Украина имеет не просто привязку к споту — она получила скидку в 30% за счет отмены экспортной пошлины, о чем другие покупатели могут только мечтать.

Но это мало устраивает украинскую сторону. В предложениях, сделанных ей по изменению старой формулы, говорится о том, что привязка цены газа к корзине нефтепродуктов некорректна. На самом деле именно так ведется ценообразование на газ во всей Европе. Причем далеко не факт, что если цена на газ будет устанавливаться автономно, то газ будет дешевым. Но это тема для отдельной дискуссии. Важно лишь, что привязка цены на газ к нефтепродуктам вовсе не уникальное явление на европейском рынке.

Тем не менее, Украина предлагает радикально пересмотреть принцип ценообразования. Поскольку рыночным путем цену на газ именно для Украины установить нельзя (там просто нет газовой биржи), Киев предлагает привязать ее к ценам на газ для Германии по принципу net back. Иными словами, берем цену на газ в Германии и минусуем транспортные издержки. Правда, в самой Германии цена на газ как раз привязана к цене на нефтепродукты.

Даже грубые прикидки показывают, что Украина в плюсе от смены принципа контрактования не окажется. Вот простой расчет: цена газа для Украины в первом квартале составила 305 долл. Применим к этому 30%-й «харьковский коэффициент» — это примерно 90 долл. Итого 215 долларов за тысячу кубов. Теперь посчитаем принцип net back. В первом квартале средняя цена российского газа для Европы была 290 долларов. Цены для Германии не сильно отличаются от этой цифры. От нее вычтем цену доставки газа через территорию Польши — путь занимает около 700 км, ставка на транзит 2,1 долл. за 100 км, получаем примерно 15 долларов. В результате Украина все равно проигрывает 60 долларов.

В третьем квартале «Нафтогаз» закупает газ у «Газпрома» по 248 долл. за тысячу кубометров. Цена в Германии приближается к 300 долларам. Среднегодовой прогноз «Газпрома» по германскому рынку — 308 долларов за тысячу кубометров. Выходит, переход на предлагаемый Украиной способ ценообразования не сильно, но все же удорожит газ.

Видимо, Украина хотела бы и использовать принцип net back и сохранить скидку в 30%. Тогда действительно цена газа может упасть ниже 200 долларов за тысячу кубометров. Однако, почему Россия должна отказаться от взимания 30%-й пошлины? Напомню, харьковские договоренности строились на незыблемости самой форумы ценообразования. Если же она меняется, то соглашения ставятся под сомнение. Следовательно, пошлина в 30% возвращается в наши отношения.

Это понимают в украинском руководстве. Так что надо иметь в виду и третью причину заявлений Азарова — переговоры о судьбе газотранспортной системы Украины. Не случайно вот уже вторую пятницу подряд в Москву прилетает министр энергетики Украины Юрий Бойко для переговоров с руководством «Газпрома» о судьбе ГТС. Так что выступление Николая Азарова можно считать стремлением повысить переговорную позицию Украины перед очередным раундом обсуждения трубопроводной проблемы.

Ситуация здесь ясна. Если Россия начнет строительство «Южного потока», то роль Украины как транзитной страны скоро закончится. При этом «Южный поток» весьма дорогой проект, и конечно, транзит через Украину более дешев. Но для этого нужно получить трубу в собственность — потому что иначе никаких гарантий стабильного транзита не будет. Однако даже новая власть на Украине передать ГТС России не может, потому что она считается национальным достоянием — хотя без российского газа автоматом превращается в груду железа. Киев очень хотел бы призвать на помощь Европу, постоянно прося ее уговорить Россию дать гарантии сохранения транзита через Украину, причем без всяких условий. Но ЕС от подобной миссии устранился.

И вот, вместо того, чтобы искать компромисс, Украина решила атаковать. Причем речь идет не только о газовом контракте от 19 января 2009 года. Продолжаются активные спекуляции на тему «проживем и без российского газа». Накануне визита в Москву Бойко специально провел пресс-конференцию, где заявил, что если бы Украина сегодня имела СПГ-терминал, то цена на сжиженный газ на входе в Украину была бы 190 долларов за тысячу кубометров. Такие цифры невольно будоражат умы неподготовленных слушателей. Хотя все эти выкладки по сути являются байкой. Потому что никакого СПГ-терминала у Украины нет. Что и превращает все мечты о 190 долларах в фантастику.

Возьмем соседнюю с Украиной Польшу. Там терминал уже строят — но все равно это займет еще в лучшем случае не менее 4 лет. И это при том, что его начальная мощность составит всего 2,5 млрд кубометров. Даже если через 4 года у Украины появится аналогичный терминал, он ничего не изменит. Не говоря уже о том, что за 4 года на рынке газа могут произойти серьезные изменения. Страны, обладающие сжиженным газом, больше не хотят продавать его по дешевке. Бойко ссылается на договоренности с Египтом — но сегодня Египет экспортирует лишь менее 13 млрд кубометров газа в сжиженном виде, причем лишнего газа у него нет. А Украине в докризисные годы требовалось около 45 млрд кубометров импортного газа. Не говоря уже про проходимость турецких проливов и прочие «мелочи».

У Украины есть и другие «надежные источники» — например, польский сланцевый газ. Да, за последние четыре года 30 компаний получили в этой стране лицензии на поиск газа — но пока еще никто не приступил к бурению скважин. Так что серьезно о польском сланце пока говорить не приходится. Что, кстати, понимает и сама Польша, ведущая переговоры о расширении поставок газа из России.

В бумажную «газовую диверсификацию» активно играет и Белоруссия — видимо, в рамках общей стратегии. Александр Лукашенко также заявляет, что российский газ и нефть ему не особо нужны, и что найдется им альтернатива. Он обещает покупать СПГ в Литве — хотя там тоже пока нет никакого терминала.

Весной в Послании парламенту и народу Лукашенко поручил правительству и Национальной академии наук интенсифицировать разработку месторождений полезных ископаемых, относимых к дефицитным и перспективным, для промышленного освоения. В том числе речь шла о сланцевом газе — действительно, зачем ходить в Польшу, может, и дома что-то есть? Но пока наказ президента ученые выполнить не смогли. Так что такая «диверсификация» может дорого обойтись Белоруссии.

Собственно, это уже произошло с нефтью. Лукашенко пафосно обещал перейти на закупки нефти в Венесуэле, откуда даже пришло несколько танкеров. Но что в итоге? По данным Белстата, Белоруссия в первом полугодии сократила на 49,8% (в годовом выражении) импорт нефти из России, экспорт нефтепродуктов сократился на 40%, а объем продукции нефтеперерабатывающей промышленности Белоруссии упал на 30%. Это горькие реалии «диверсификации».

У Украины есть все шансы пойти по такому же пути и вообще остаться без топлива. Да еще и без транзита. Но шанс на победу благоразумия для Киева еще есть. По крайней мере, пока не началось строительство «Южного потока».

Автор: Константин Симонов

Опубликовано: РИА Новости Украина, 27.08.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики