Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Экспорт российских капиталов превращается в побег

Экспорт российских капиталов превращается в побег

ОАО "Мечел" намерено приобрести дополнительные мощности в Бразилии. Металлурги утверждают, что в России с ее тарифами и расстояниями бизнес вести невыгодно. И, как выяснил обозреватель "РусБизнесНьюс", дешевыми российские энергоносители не будут уже никогда, потому что добыча углеводородов существенно усложняется. Более того, отечественные нефтегазовые компании не горят желанием инвестировать в топливную промышленность, предпочитая осваивать месторождения за рубежом. Это означает, что в обозримой перспективе россиянам будет негде работать и не на что покупать энергоносители.  

Горно-металлургическая компания "Мечел", специализирующаяся на производстве угля, стали и электроэнергии, начала приобретать мощности за рубежом несколько лет назад. В настоящее время кроме российских предприятий она располагает угольными разрезами в США, рудной базой в Казахстане, металлургическими производствами в Румынии и Литве. Эксперты предполагают также, что "Мечел" имеет влияние на собственников группы "Эстар", владеющей британским заводом MIRsteel. 

В конце августа СМИ распространили информацию, что владелец "Мечела" Игорь Зюзин намерен выкупить у Cosipar три доменные печи либо создать с этой компанией совместное предприятие. Российских металлургов привлекают солидные запасы железной руды в Бразилии, а также местоположение предприятия, находящегося недалеко от океанского побережья, что облегчает доставку угля из США и отправку чугуна на переработку в Великобританию.  

Логичная с точки зрения бизнеса схема вызывает у экспертов ряд вопросов. Они полагают, что выстраиваемая производственная цепочка преследует цель загрузить MIRsteel, который более двух лет фактически простаивает. В связи с этим эксперты интересуются: насколько корректно обеспечивать работой иностранных рабочих, когда в России модернизация металлургических мощностей приводит к массовому сокращению персонала? 

Менеджер ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" пояснил "РусБизнесНьюс", что географический фактор играет в металлургическом бизнесе определяющую роль: преимущество априори получают предприятия, расположенные ближе к порту. Китайские производители, которые во многом формируют ценовую политику на мировом рынке, новые мощности строят практически в море - на полуострове, чтобы исключить сухопутную транспортировку груза. У россиян не остается иного выбора, кроме как приближать свои производства к портам либо приобретать готовые мощности в других странах. Очевидно, что построенные в советское время в глубине необъятной России заводы смогут устоять на рынке лишь при очень низких тарифах на энергоносители и грузоперевозки. А вот этого-то никто пообещать не может.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов утверждает, что в 2009 году затраты на добычу тонны нефти выросли на 25%. Рост продолжится и в дальнейшем, поскольку топливно-энергетический комплекс России находится в чрезвычайно сложном положении. Легкая нефть в стране практически закончилась, а добывать углеводороды в Восточной Сибири и на морском шельфе российские нефтегазовые компании не могут и не хотят.

Приватизировав советское черное золото, бизнесмены эпохи Ельцина принялись выжимать из отрасли соки. Не располагая ни технологиями разведки и бурения на шельфе, ни современными нефтеперерабатывающими заводами, владельцы нефтегазовых компаний огромную прибыль тратили не на ноу-хау, а на выплату дивидендов, то есть на собственное обогащение. Освоить же Восточную Сибирь (да и тот же полуостров Ямал) невозможно без поистине космической техники с чрезвычайно затратными системами управления. Это потребует технологической перестройки всей промышленности и иного финансирования науки. Между тем Россия пока даже не задумалась над вопросом, как вывозить с Ямала сжиженный газ, не имея специальных ледовых танкеров. Дошло до того, что российские нефтяники сегодня не умеют делать грамотный разрыв пласта, приглашая для выполнения данной работы специалистов компании Schlumberger.

Но беда даже не в этом. Накопив солидные капиталы, нефтегазовые компании стали экспортировать их, предпочитая вместо Восточной Сибири осваивать территории, где теплее и добыча проще. ТНК-BP решила инвестировать миллионы долларов в месторождения во Вьетнаме, ЛУКОЙЛ - в Ираке. Не отстают от частников и государственные компании: Роснефть отказалась от участия в проектах "Сахалин-4" и "Сахалин-5" по причине их экономической неэффективности и анонсировала разработку месторождения газа в Объединенных Арабских Эмиратах. Только в 2010 году компания инвестирует в этот проект более 60 миллионов долларов.

Государство смотрит на вывоз капитала сквозь пальцы. Константин Симонов даже подозревает, что оно поощряет приобретение нефтегазовыми компаниями активов за рубежом, поскольку это якобы усиливает влияние России в мире. Эксперт убежден, что это ошибочная позиция, поскольку именно добыча труднодоступной нефти Восточной Сибири и Баренцева моря способна сдвинуть с мертвой точки технологический прогресс в России. Кроме того, скукоживание отрасли, на которую работает вся российская промышленность и на которой держится бюджет страны, может сыграть с государством злую шутку.

Ситуация при этом ухудшается. К. Симонов прогнозирует, что Россию ожидает серьезное падение добычи нефти, за которым последует обвал отечественного топливно-энергетического комплекса. В этих условиях говорить о низких тарифах для металлургов бессмысленно. А ведь именно дешевые газ и электричество позволяли вести рентабельную хозяйственную деятельность во времена СССР. Сохранение нынешнего тренда на увеличение стоимости энергоносителей очень скоро сделает неперспективным любой производственный бизнес в огромной холодной стране. Это чревато не только запредельной безработицей, но и распадом России.

Альтернативой этому процессу, полагают эксперты, может быть лишь национализация крупной собственности, ценовое регулирование, возврат к бесплатному среднему и высшему образованию и целенаправленное государственное инвестирование в инновационные отрасли. Реально ли это осуществить в нынешних условиях? Вряд ли. Два года разговоров Кремля о модернизации промышленности показали, что экономическая и политическая система страны заточена на примитивное проедание ресурсов. Поэтому нельзя исключить, что Россия скоро будет импортировать энергоносители, но за скобками остается вопрос - где она возьмет деньги на их покупку.

Автор: Владимир Терлецкий

Источник: РусБизнесНьюс, 30.08.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики