Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Роснефть» начала строительство крупнейшего морского порта в Арктике

«Роснефть» начала строительство крупнейшего морского порта в Арктике

Он позволит переваливать до 100 млн т нефти к 2030 г. для мегапроекта «Восток ойл»

«Роснефть» 25 мая сообщила, что на Таймыр для организации стройки уже прибыли специалисты подрядчика, также было доставлено около 20 000 т грузов, в том числе строительная техника, вахтовые жилые комплексы, оборудование связи. Через порт на Карском море будет отгружаться нефть с флагманского проекта компании – «Восток ойл».

Проектированием порта занимался «ЛенморНИИпроект» (входит в тройку крупнейших компаний РФ по проектированию морских портов), строительством займется Объединенная энергостроительная корпорация.

Первый этап строительства порта «Бухта Север» предусматривает возможность отгрузки к 2024 г. до 30 млн т нефти в год, а к 2030 г., после введения в строй второй и третьей очереди, объем перевалки вырастет до 100 млн т. Таким образом, порт станет крупнейшим морским портом в арктической зоне.

Строительство порта «Бухта Север» не самый сложный и капиталоемкий этап «Восток ойл», но в целом ключевой для проекта. Он в конечном итоге должен обеспечить возможность вывоза добываемой нефти, говорит ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Порт также необходим для целевой загрузки Северного морского пути (СМП), напоминает аналитик по нефтегазу «Атона» Анна Бутко.

Что такое «Восток ойл»

Проект «Роснефти» «Восток ойл» включает Лодочное, Ванкорское, Сузунское, Тагульское, Пайяхское и ряд других месторождений, расположенных на Таймырском полуострове. Ресурсный потенциал проекта – легкая малосернистая нефть, как заявляют в компании, превосходящая по своим качествам нефть эталонной марки Brent. Потенциал поставки нефти на сырьевые рынки оценивается в 2024 г. в 25 млн т, в 2027 г. – в 50 млн т и к 2030 г. – до 115 млн т. В конце прошлого года 10%-ную долю в «Восток ойл» за $7 млрд приобрел транснациональный сырьевой трейдер Trafigura.

«Восток ойл» – крупнейший инфраструктурный проект последних лет. Он предполагает добычу нефти на Таймыре, которая будет экспортироваться танкерами по СМП. Одной из важных задач проекта является увеличение объемов перевалки грузов по СМП до 80 млн т к 2024 г. (с нынешних 30 млн). Общие инвестиции в «Восток ойл» ранее оценивались в 10 трлн руб. Для его реализации еще предстоит построить более 7000 км трубопроводов, энергогенерирующие мощности на 3,6 ГВт, 3500 км линий электропередачи, а также портовую и аэропортовую инфраструктуру. Ресурсной базой проекта станут месторождения Ванкорского кластера (Ванкорское, Лодочное, Сузунское и Тагульское месторождения) «Роснефти», а также Паяхская группа месторождений. Сегодня ресурсная база проекта оценивается более чем в 6 млрд т нефти.

«Роснефть» вкладывает в расширение ресурсной базы на фоне истощения доказанных глобальных запасов нефти. Крупнейшие европейские мейджоры исчерпают запасы нефти в течение ближайших 15 лет, прогнозировала исследовательская компания Rystad Energy AS в мае 2021 г. При этом отмечалось, что под влиянием коронавируса в прошлом году крупнейшие нефтегазовые гиганты сворачивают инвестпроекты и вложения в геологоразведку. По данным майского отчета ОПЕК, инвестиции не входящих в ОПЕК стран в геологоразведку за прошлый год упали до самого низкого уровня за последние 15 лет – $311 млрд (для сравнения: в 2014 г. они составляли $718 млрд).

«Учитывая значительную недоинвестированность глобальной нефтяной отрасли в последние годы, даже несмотря на ожидаемое постепенное снижение спроса на нефть в ближайшие десятилетия, может сложиться ситуация недостатка предложения», – считает Бутко из «Атона». Она добавляет, что, учитывая заявленные характеристики «Восток ойл», премиальное качество нефти (низкое содержание серы), а также налоговые льготы, которые предусмотрены государством, показатель net present value (NPV, характеризует чистые доходы или чистые убытки инвестора. – «Ведомости») лишь нефтяной части проекта «Восток ойл», без учета возможных газовых доходов, по оценкам «Атона» составит порядка $70 млрд. Юшков добавляет, что сегодня делаются смелые прогнозы по скорому отказу от нефти, но пока не все верят в теорию скорого энергоперехода к чистой энергетике и отказу от углеводородов.

По словам Юшкова, более сложными с технической точки зрения, чем создание порта, этапами арктического проекта «Роснефти» станут создание магистральных нефтепроводов и строительство судов ледового класса на судоверфи «Звезда» для вывоза продукции за рубеж. Сегодня на верфи размещен заказ на 10 танкеров ледового класса Arc7, всего в рамках проекта нужно будет построить 50 судов разных классов (танкеры, газовозы, суда обеспечения).

Автор: Александр Волобуев

Источник: Ведомости, 26.05.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики