Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Нечем платить за армию". Кто угрожал терактами на газовой трубе Украины

"Нечем платить за армию". Кто угрожал терактами на газовой трубе Украины

После завершения строительства "Северного потока — 2" на украинских трубопроводах возможны провокации, предупреждает глава МВД республики Арсен Аваков. В правительстве Германии тем временем призывают сохранить транзит через подконтрольную Киеву транспортную инфраструктуру. Ранее Владимир Зеленский жаловался, что изменение маршрута поставок лишает финансирования вооруженные силы страны. Кто и когда угрожал терактами на газовых магистралях и кому нужно по-прежнему перекачивать голубое топливо через Украину, разбиралось РИА Новости.

"Так строили в СССР"

Опасениями Аваков поделился после учений в Харьковской области: "Мы ожидаем, что будут провокации и попытки терактов на наших участках газопровода, а потом скажут: "Ну, видите, вот — поэтому пускаем через "Северный поток — 2". Но органы усилят реагирование, заверил министр. 
Комментируя чрезвычайные происшествия на трубопроводе, украинские чиновники и политики не раз рассуждали о диверсиях. Так, в январе 2021-го под городом Лубны Полтавской области прогремел взрыв на нитке Уренгой — Помары — Ужгород. Последовала перепалка в соцсетях: оператор "Лубныгаз" попросил проверить депутата Верховной рады VIII созыва Игоря Мосийчука на причастность к аварии. 
 
Мосийчук не остался в долгу — заявил, что "в поле под Лубнами действительно имела место диверсия". "Под крышеванием "Лубныгаза" проходила несанкционированная врезка в магистраль с целью кражи газа и газоконденсата и дальнейшей продажи на своих незаконных заправках в Лубнах", — обвинял политик.
 
В сентябре 2020-го рванул газопровод в Киевской области. Местные власти сообщили, что разгерметизировалась магистраль Уренгой — Помары — Ужгород. По информации "Оператора ГТС", авария произошла на направлении Киев — Западная Украина, впрочем, тоже входящем в систему, перекачивающую российский газ в Европу. Версий о теракте не выдвигали. 
 
Автомобили и сотрудники аварийно-спасательных служб на месте аварии в поселке Чабаны на Украине, где произошла разгерметизация газопровода Уренгой — Помары — Ужгород"
Даже заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко, часто упоминавший "руку Кремля", на этот раз обратил внимание на состояние инфраструктуры: "Оператор ГТС Украины" должен немедленно сделать выводы и провести техническое обследование трубопроводов. Газопроводы, проложенные в 60-70 х годах прошлого века, не становятся надежнее".
 
Компания, отвечающая за трубу, винила советских строителей. "Случается нехватка кольцевых сварных стыков. Это и называется "строительный брак". Во времена СССР так, к сожалению, работали", — цитировали СМИ исполняющего обязанности главного инженера "Оператора ГТС" Ивана Самченко.
 
В 2014-м столб пламени поднялся в Полтавской области, над веткой Уренгой — Помары — Ужгород. И тут уже ключевой версией стал теракт. Аваков приводил слова местных жителей, которые слышали два сильных хлопка. А глава Ивано-Франковской области Андрей Троценко информировал, что в Прикарпатье произошло целых три взрыва на трубопроводе.
 
Премьер-министр страны Арсений Яценюк уверял, что это были попытки террористических атак — злоумышленники хотели дискредитировать Украину как надежного транзитера.
В том же году о желании устроить диверсию на ГТС открыто рассказал лидер "Правого сектора"* Дмитрий Ярош: "Россия зарабатывает деньги, перегоняя нефть и газ на Запад через нашу трубу, — поэтому мы ее уничтожим, лишив врага источника финансирования".

Инвестиции не предполагаются

Возможное снижение объемов, связанное с пуском "Северного потока — 2", вызывает беспокойство за будущее украинской газотранспортной системы. Глава компании-оператора Сергей Макогон в начале июня сообщил, что эксплуатация "трубы" обходится в миллиард долларов ежегодно. Он объяснил: "Для Украины экономически нецелесообразно за средства украинских потребителей поддерживать такую масштабную инфраструктуру без долгосрочного транзитного контракта "качай или плати". И призвал забронировать мощности на ближайшие 15 лет. 
 
О проблемах говорили задолго до начала строительства "Северного потока — 2". Еще в 2009-м кабинет министров принял Концепцию развития, модернизации и переоснащения газотранспортной системы. "Техническое состояние подземных хранилищ газа (ПХГ), отработавших с начала закачки газа в пласт от 20 до 44 лет, не удовлетворяет требованиям их эксплуатации", — указывали в документе.
 
"Значительная изношенность ГТС приводит к увеличению с каждым годом затрат на восстановление основных средств" — выводы были неутешительные. А перспективы — отнюдь не радужные.
 
Все эти годы искали желающих вложить деньги в ГТС. В 2018-м Тило Виланд, член правления немецкой Wintershall, имеющей доли в российских газовых компаниях, рассказал о значительных финансовых вливаниях, необходимых украинской "трубе": "Система построена порядка 40 лет назад. Нужны серьезные инвестиции, чтобы довести ее до современных стандартов". 
 
Киев обращался к западным партнерам, однако те соглашались только консультировать. "Даже при оптимистичном развитии событий инвестиций они не предполагают, — комментировал в 2018-м переговоры с европейцами Юрий Витренко, исполнительный директор "Нафтогаза Украины". — Речь идет исключительно о консорциуме по управлению ГТС, в котором их компании помогут украинскому оператору".
 
Присутствие иностранцев, по его словам, требовалось для того, чтобы "обеспечить соответствующее давление с европейской стороны на Россию и продолжить транзит".

Инструмент политики

Международную поддержку Киеву как транзитеру оказал Берлин — правда, только на словах. Представитель германского правительства Штеффен Зайберт заявил: "Важнее всего то, что с запуском "Северного потока — 2" Украина должна сохранить статус транзитера газа. 
 
Ранее президент Владимир Зеленский жаловался делегации конгресса США, что достроенный "поток" лишает Киев трех миллиардов долларов дохода. "Нам нечем будет платить за украинскую армию", — аргументировал он. А в украинских СМИ рассказывали, что задолженность Киева перед собственными военными достигла почти миллиарда гривен (2,7 миллиарда рублей).
 
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России Станислав Митрахович считает, что на Украине начался "перспективный поиск виноватых". "Киеву пришлось дезавуировать заявления Яроша в 2014-м — тогда украинское правительство уверяло в надежности пути через республику. Теперь же счастье ускользает из рук, нет гарантий загрузки ГТС на долгий срок, остается пенять на то, что могут приехать из ДНР-ЛНР или России и что-то тут устроить. Это попытка поднять ставки в игре: дескать, СП-2 еще не ввели в эксплуатацию, случись что у нас — вы все умрете без газа, поэтому придите к нам на поклон".
 
Одако разговоры о том, что с украинской ГТС все плохо, работают в пользу России, полагает Митрахович. "Слова из Берлина о необходимости сохранения украинского транзита — не более чем фигура вежливости. Германии украинская ГТС не нужна. Просто Меркель, например, поддержала Майдан и чувствует какую-то долю ответственности за это — впрочем, очень маленькую, намного меньшую, нежели видят в Киеве". 
 
К власти в Германии идут "зеленые", которые уже показывают радикальный настрой — выступают за поставки оружия Украине. Возможно, Киев надеется, что на Россию будут давить, но, по мнению эксперта, в вопросе энергетики немцы категоричны лишь до поры до времени.
 
"Во всем мире на волне недовольства антиковидными ограничениями лидерство сейчас переходит к оппозиции. Ну выиграют они выборы, и что — скажут немецкому бизнесу: закрывайте "поток", в который вы вложили столько денег? Давайте поддерживать Киев оружием? Общественное мнение может отвернуться. Тем более правительство формируют коалиционно — с привлечением других партий", — напоминает Митрахович.
 
"Если в Киеве говорят о возможных терактах, то от них и следует ждать взрывов, — полагает российский политолог Олег Бондаренко. — Но для Украины это самострел, который ничего не даст".
 
Текущий транзит обеспечен контрактом на поставку газа до 2024 года, это источник пополнения украинского бюджета. И ГТС нужнее самой Украине, подчеркивает эксперт. А заявления из Берлина — лишь ритуальные формулы для успокоения Киева.

*Организация признана экстремистской и запрещена в России.

Автор: Антон Лисицын

Источник: РИА Новости, 08.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики