Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергетическая стратегия дождалась планов по своему воплощению

Энергетическая стратегия дождалась планов по своему воплощению

Развитие отрасли правительство верстает на 1,5 года вперед

Правительство приняло план реализации энергетической стратегии до 2035 года, которая была утверждена ровно год назад. Большинство мероприятий этого плана будет реализовано до конца 2022 года. Получается, план будет выполнен за 1,5 предстоящих года. При этом страна целый год жила со старыми планами по добыче нефти и газа, строительства новых трубопроводов. Стратегии, схемы развития газовой отрасли и тому подобные документы не особенно интересуют реальный бизнес, говорят эксперты «НГ».

Спустя год после принятия Энергетической стратегии России до 2035 года правительство приняло в понедельник и план по ее реализации. Сам план на момент написания статьи не был опубликован на сайте правительства, а текст о его обсуждении публиковался в разных редакциях. В итоге известно, что в план вошли более 130 мероприятий, которые затрагивают все сферы российского ТЭК – от добычи ресурсов до снабжения жилых домов энергией и теплом. Глава кабинета Михаил Мишустин отмечал наращивание производства сжиженного природного газа (СПГ) до 140 млн т, открытие полигонов низкоуглеродного производства водорода, развитие зарядной инфраструктуры для автомобилей, вовлечение в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти и газа. При этом отмечалось, что бóльшая часть мероприятий будет реализована в ближайшие полтора года.

Подробно на заседании с вице-премьерами Мишустин рассказал о проекте строительства за 21 млрд руб. шестикилометрового морского комплекса в бухте Бечевинской на Камчатке, где СПГ, привезенный газовозами ледового класса с Ямала, будут перегружать в обычные газовозы, которые и доставят топливо потребителям в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Впрочем, часть газа обещают направить на обеспечение коммунальных нужд Камчатского края. Такая же идея была у властей Мурманской области, где НОВАТЭК также строит свои предприятия, однако оказалось, что стоимость СПГ просто неподъемна для российского потребителя.

Реализация Энергетической стратегии РФ до 2035 года увеличит обеспеченность внутреннего рынка всеми необходимыми энергоресурсами, сообщил в понедельник министр энергетики Николай Шульгинов. Стратегия была утверждена ровно год назад, в июне 2020-го. Документ фиксирует в качестве целей ТЭК содействие социально-экономическому развитию России, а также укрепление и сохранение позиций в мировой энергетике.

Почти сразу после утверждения к новому документу возникло много вопросов на предмет соответствия новым вызовам. Эксперты отмечали, что многие его положения идут вразрез с идеями перехода на энергоэффективные технологии с низким выбросом углекислого газа и постепенного отказа от ископаемого топлива (см.«НГ» от 25.12.20). Стратегические цели, обозначенные в документе, нелегко воплощаются в действительный доступ населения РФ к благам цивилизации: как оказалось, чиновники, например, по-разному понимают, что такое бесплатная догазификация, за которую гражданам по факту придется заплатить триллионы рублей (см. «НГ» от 03.06.21).

Подготовить Россию к мировому энергетическому переходу и сохранить лидирующие позиции РФ как энергетической сверхдержавы позволит формирование национального регулирования в области ограничения выбросов парниковых газов и завершение работы по формированию планов отраслей и субъектов по адаптации к изменениям климата, сообщил на сессии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) замминистра экономического развития Илья Торосов. «Долгосрочное видение низкоуглеродного развития России Минэкономразвития представит в Стратегии социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов на период до 2050 года», – сказал он.

То есть темы энергетической безопасности и «безопасности от энергетики» внутри правительства разошлись по разным квартирам, и временные горизонты двух тематик также отличаются сразу на три пятилетки. В Минэнерго исходят из того, что риски для нашей экономики из-за требований углеродной нейтральности не возникнут раньше 2035 года, поэтому форсировать модернизацию топливно-энергетического комплекса не планируется (см. «НГ» от 16.05.21).

Президент Владимир Путин, анонсировав на ПМЭФ возможность начала поставок газа по первой нитке «Северного потока – 2» с середины июня, всячески подчеркивал экологичность российского топлива. По его словам, варварским способом с помощью гидроразрыва пласта, который с точки зрения экологии является «просто катастрофическим», американская газовая промышленность добывает свыше 70% газа, а «Газпром» – только 11%. Но тот газ, который пойдет в Европу по СП-2, качается прямо из-под земли, успокоил президент. При этом он на 25% дешевле американского. Путин заверил, что «Газпром» к поставкам готов, причем и по второй ветке СП-2 газ может пойти уже через 1,5–2 месяца.

«Энергетическая стратегия, как и другие подобные документы (генсхема развития газовой отрасли и т.д), утверждаемые профильными ведомствами, зачастую не особенно интересуют реальный бизнес, – сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. – Бизнес воспринимает подобные документы как просто декларации и «мышление о желаемом» (сколько будем добывать, какое место на рынке займем), без четких планов и обязательств их выполнения. Подобные документы могут интересовать бизнес разве что как возможность записать в них лоббистскую инициативу (активнее тратить деньги на СПГ, на водород, на СМП и т.д.). Показательно, что недавнее принятие генсхем развития нефтяной и газовой отрасли прошло максимально тихо и без общественного обсуждения, а само принятие произошло на том же заседании правительства, где утвердили стандарты на пасеки (пчеловодство) и еще рассмотрели более десятка вопросов. Поэтому нет ничего удивительного, что план по реализации энергостратегии принимали целый год, могли бы и еще дольше».

Энергостратегия, как и генсхемы развития углеводородных отраслей, на самом деле не дает ответа на вопрос, что и когда будет сделано для приспособления к реалиям энергоперехода, считает Митрахович. «Просто обозначить, что мы будем добывать такой-то объем газа и производить столько-то водорода – это не ответ на вопрос о том, что будет, если спрос резко упадет. Нет ответа на вопрос, что делать с трансграничным углеродным налогом ЕС – а это самая что ни на есть стратегическая интрига на ближайшие годы», – говорит эксперт. 

Энергетическая стратегия – это документ верхнего уровня, который предполагает выработку приоритетов с точки зрения государственной политики. Документ в принципе не предполагает определения конкретных мероприятий. В середине мая правительство утвердило Генеральную схему развития газовой отрасли, которая уже содержит целевые прогнозные показатели, для выполнения которых могут приниматься конкретные решения, пояснил «НГ» директор Центра экономической экспертизы Высшей школы экономики Марсель Салихов. То обстоятельство, что большинство мероприятий плана будет реализовано в течение 2021–2022 годов, хотя он говорит о реализации стратегии, рассчитанной до 2035 года, эксперт называет «формальной странностью».

«Она возникает из-за того, что в план реализации включены те мероприятия, которые активно обсуждались и планировались в последние пару лет. Механизм мониторинга выполнения Энергостратегии предусматривает регулярное обновление плана реализации, поэтому через пару лет его также можно будет обновить», – говорит Салихов.

«Ключевыми составляющими плана являются стратегии крупнейших энергетических компаний РФ, а они могут существовать без плана и стратегии от правительства, – сказал «НГ» аналитик компании «Финам» Сергей Кауфман. – При этом план реализации уже подстраивается под существующие стратегии и позволяет правительству понять, какой сфере, например, нужна господдержка. Вероятно, речь идет не о полноценном достижении целей, а о начале реализации каждого направления. Если смотреть на стратегии различных компаний, то такие цели, как рост производства СПГ или разработка трудноизвлекаемых запасов не сосредоточены в ближайшие 1–2 года, а распределены в течение десятилетия. А производство водорода вообще пока не имеет конкретных целей и сроков».

По мнению эксперта, в России теме углеродного перехода все еще уделяется значительно меньше внимания, чем на Западе. «Во многом это связано с высокой обеспеченностью России нефтью и газом. Стратегии всех ведущих энергетических компаний основываются на том, что в ближайшее десятилетие спрос на нефть будет близок к уровням 2019 года, а спрос на газ и вовсе будет расти за счет вытеснения угля из стран АТР. Если мир пойдет по «сценариям устойчивого развития», это, конечно, негативно скажется на РФ. При этом в более долгосрочной перспективе у РФ есть возможности по производству и экспорту голубого водорода, что может смягчить потенциальный негатив», – говорит Кауфман.

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 07.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики