Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Запишите на счет»: Росатом бесплатно построит АЭС в Ираке

«Запишите на счет»: Росатом бесплатно построит АЭС в Ираке

У Ирака денег на строительство нет, бюджет не тянет. А атомную станцию страсть как хочется. Желательно не одну: у всех же давно есть. Запад в кредит строить отказывается, остается последняя надежда - Россия. АЭС с барского плеча «Росатома» может обойтись российскому бюджету в $40 миллиардов. 

В июне Ирак официально обьявил о собственной программе строительства четырех АЭС. До 2030 года страна хочет построить восемь блоков общей мощностью 11 Гигаватт, чтобы разом решить проблемы энергодефицита и нехватки воды (за счет опреснения), снизить углеродные выбросы. Багдад ведет переговоры с Россией, США, Францией, Южной Кореей и Китаем. Контракт на $40 миллиардов страна планирует подписать до конца 2021 года.

15 июня власти страны заявили: «Россия для них - предпочтительный партнер, а желательная схема финансирования - межгосударственный кредит на 20 лет». Глава иракского управления по регулированию радиоактивных источников Камаль Латыф: «Росатом является компанией, которая займется реализацией проекта, а не какая-либо другая. Совсем необязательно, что все реакторы будут построены в эти временные рамки. Можем подождать».

Полагаем, просто никто больше (кроме нашей страны) не хочет соваться в нестабильный регион. К тому же нет никаких гарантий, что деньги, вложенные в строительство вернутся.

Четыре станции бесплатно

Ираку срочно нужна электроэнергия. Своей не хватает: страна производит всего 17 Гигаватт, а потребляет почти в два раза больше. И с каждым годом дефицит становится все больше и больше. Часть энергии приходится закупать у соседа. Что же делать? Конечно строить АЭС. В бюджете денег нет, он, по сути, зависит только от продажи нефти. Остается просить станции в долг. Никто не дает, кроме щедрой России. Она, как известно, и последнюю рубашку снимет ради «чужих».

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

Контракт не привлекателен для западных подрядчиков. У Ирака множество внутренних и внешних политических проблем. Встанет вопрос возврата инвестиций: там нет внутренних платежеспособных потребителей, потенциал экспорта отсутствует в силу геополитических сложностей.

В стране фактически нет единой власти, а за 20 лет политическая ситуация может измениться еще несколько раз. Другая проблема - обеспечение безопасности строящихся и запущенных объектов в ситуации перманентного гражданского конфликта.

По сути строительство АЭС в Ираке заведомо убыточная затея. Рассчитывать на возврат вложенных средств не приходится. Но, угадайте кого это совершенно не волнует, правильно, «Росатом». «Мы обсуждаем с иракскими партнерами всю повестку возможного сотрудничества: и энергетические, и неэнергетические применения ядерных технологий в мирных целях. Параллельно идет работа по формированию нормативно-правовой базы нашего взаимодействия». В переводе на русский язык, госкорпорация фактически согласилась построить четыре атомных станции «в кредит» (читать безвозмездно).

И кстати, будем честны, не в первый раз. «Росатом» построил АЭС «Аккую» в Турции за $22 миллиарда (тоже «в долг»). В Иране «Бушер» - за $30 миллиардов (да-да, в кредит), в Венгрии атомная станция «Пакш» обошлась российскому бюджету в €10 миллиардов (кредит на 30 лет). В Египте четыре энергоблока АЭС «Эд-Дабаа» построят в кредит ($25 миллиардов). АЭС «Ханхикиви» в Финляндии - около €7 миллиардов - тоже расходы взяла на себя Россия. Итого: почти $100 миллиардов выкачает из бюджета «Росатом» на свои долгожданные заграничные проекты.

Госкорпорации и этого мало, надо ведь пролезть плотнее в Европу. Поэтому постоянные вливания из казны просто необходимы. Товарищи из «Росатома», вы вероятно, забыли, что бюджет у страны не резиновый. И если у вас в кармане прибыло, значит у населения значительно убыло. Чем аукнутся ваши «кредитные» АЭС обычным гражданам, можно только догадываться. Очередная кризисная волна не за горами?

Автор: Виктория Британская

Источник: Babr24.com, 18.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики