Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Фетиш из трубы: Украине посоветовали изменить тактику ради выгоды от СП-2

Фетиш из трубы: Украине посоветовали изменить тактику ради выгоды от СП-2

Украине следует требовать исключений для "Северного потока — 2" в европейском законодательстве, чтобы получить хоть какую-то часть транзита после полного запуска российского газопровода, считает эксперт по энергетике Игорь Юшков.

Министр энергетики Украины Герман Галущенко предложил блокировать часть мощности "Северного потока — 2" с помощью европейского законодательства по примеру OPAL, работающего в половину своей мощности.

Кроме того, он считает нужным вернуться к идее консорциума газотранспортной системы Украины, чтобы обеспечить транзит газа по ее страны.  

По поводу второго предложения ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков иронично заметил:

"Такое ощущение, будто министр энергетики Украины то ли был заморожен последние десять лет, то ли память у него отшибло. Дело в том, что Россия предлагала создать консорциум до 2009 года и как раз создать трехстороннюю компанию-оператора, где около 33% будет принадлежать "Газпрому", столько же — европейским партнерам и столько же — Украине".

Такой тройственный союз позволил бы представлять интересы всех участников торговли и транзита газа, отметил собеседник "ПолитЭксперта". Правда, когда это предложила Россия, Киев заявил, что не может на это пойти, чтобы не продавать "Газпрому" свою газотранспортную систему, как это сделала Белоруссия. Сославшись на свою независимость.

Юшков заметил, что Белоруссия продала свою газотранспортную систему давным-давно, получила за это пять миллиардов долларов и самые низкие цены на газ, при этом свой суверенитет не теряла.

"Между Россией и Белоруссией с начала 10-х годов возникали довольно большие конфликты. Это показывает, что Белоруссия никаким вассалом России она не стала, поэтому страхи Украины были напрасны. Но украинцы трехстороннюю компанию создавать не захотели: мол, газотранспортная система — это символ нашей незалежности. Такой фетиш из трубы сделали. Поэтому после 2009 года, когда случился конфликт между "Газпромом" и Украиной и была остановка транзита, было принято окончательное решение, что с Украиной никаких дел иметь не хочется", — отметил эксперт.  

Украинская ГТС уже никому не нужна

По словам Юшкова, желание Киева продать часть своей системы понятно. Но сейчас, когда Россия инвестировала миллиарды долларов в обходные газопроводы — "Турецкий поток", "Северный поток", Северный поток — 2" — покупать или даже бесплатно получать часть газотранспортной системы Украины никто не хочет.

Аналитик напомнил, что в 2015 году украинцы провели реформу, разрешив продавать ГТС иностранным компаниям, но никто за почти шесть лет не заинтересовался такой опцией.

"Непонятно, в каком она техническом состоянии, нет гарантии ее загрузки. Возможно, что она останется пустой трубой и будет ржаветь, поэтому как бизнес-актив непривлекательна и рискованна. Ни европейцы, ни "Газпром" покупать долю в украинской ГТС уже не захотят. Это какая-то история из прошлого, пройденный этап. Сейчас никто не рассматривает, по крайней мере в России, покупку доли в украинской ГТС", — отметил эксперт.

Галущенко не понимает, о чем говорит

Что касается планов Киева по блокированию части мощностей "Северного потока — 2" с помощью законов ЕС, такие ограничения действуют в отношении "СП-2" как минимум с 2016 года, напомнил Юшков. Под видом расширения антимонопольного законодательства европейцы по сути ввели санкции против "СП-2": если раньше антимонопольное законодательство ЕС не распространялось на морскую часть газопроводов, но в 2019 году они приняли поправки к газовой директиве.

"Все прекрасно понимали, что это против "Северного потока — 2": все остальные газопроводы получали исключение. Даже "Северный поток — 1" в итоге проскочил — его это не касается. Юридический комитет Еврокомиссии дважды давал отрицательное заключение на эти поправки, потому что, если вводится подобное регулирование на морской газопровод, с другой стороны трубы оно тоже распространяется. Получается, что они свое законодательство распространяют на территории других стран. Но все равно продавили, и эти поправки действуют уже с 2020 года. То есть "Газпром" построил трубу на 55 млрд кубов, а может загрузить только 22,5 — 50% мощности", — объяснил собеседник ПЭ.

Когда "Газпром" достроит газопровод, он уже не сможет пользоваться 50% мощности трубы и наверняка будет добиваться исключения: если применение антимонопольных мер нецелесообразно, не приводит к увеличению конкуренции, то надо давать исключение, отметил Юшков.

В таком случае Галущенко следует просить исключений для "Газпрома", а не выводить его из-под того регулирования, которое уже введено. Если он конечно, понимает, о чем говорит, заметил эксперт. Впрочем, даже это не гарантирует сохранение транзита газа через Украину после 2024 года, добавил он.

Автор: Аврора Зорина

Источник: Politexpert.net, 21.06.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики