Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В США вокруг «Северного потока - 2» закрутились новая санкционная интрига

В США вокруг «Северного потока - 2» закрутились новая санкционная интрига

Конгрессмены решили ограничить право Байдена отказываться от мер против газопровода

Американские конгрессмены открыто выступили против президента Джо Байдена. Комитет по ассигнованиям Палаты представителей одобрил поправку, блокирующую право главы государства отказываться от санкций в отношении газопровода «Северный поток - 2».

В конце мая Байден заявил, что новые ограничения против российского газопровода будут непродуктивны, и с тех пор дополнительные претензии не объявлялись. И, хотя шансы на то, что поправка будет утверждена, пока не ясны — сначала ее должны одобрить Палата представителей, Сенат, а затем подписать сам хозяин Белого Дома, очевидно: Вашингтон не отказался от попыток остановить «Северный поток - 2», и новые санкции обязательно последуют даже после того, как труба будет подключена к европейским сетям. С чем предстоит столкнуться российскому маршруту экспорта «голубого топлива» в Европу, рассказали эксперты «МК».

Антон Гринштейн, эксперт ИАЦ Hamilton: «К одобрению поправки, ограничивающей право президента США отказываться от санкций в отношении «Северного потока - 2» комитетом по ассигнованиям Палаты представителей, стоит относиться со здоровой долей скептицизма. Дело в том, что для утверждения это законопроекта ему необходимо пройти целых три этапа. Сначала голосование в Палате представителей, затем в Сенате США, после чего проект должен подписать и сам Джо Байден - у него есть право вето, которым он наверняка воспользуется.

Поэтому вероятность того, что президенту Байдену ограничат возможности в снятии или наложении санкций на СП-2, достаточно низкая, и к поправке, выдвинутой на рассмотрение конгрессменом от промышленного штата Огайо Марси Каптур, стоит отнестись как к попытке получить политические очки для самой Каптур, которая последовательно критикует российское руководство. И как к попытке дать сигнал от промышленного лобби, которое хочет чтобы администрация Байдена более активно защищало его интересы в Европе.

Если же рассматривать ситуацию объективно, то политическое руководство США прекрасно понимает, что никакого смысла в санкциях, которые призваны заблокировать строительство «Северного потока - 2» нет просто потому, что вне зависимости от действий США газопровод будет достроен. А снятие части санкций, которые ни на что не влияют - это возможность для США сесть за стол переговоров с Германией и получить то, что действительно имеет ценность: выгодные для США и Украины принципы использования газопровода.

Поэтому, если новые санкции в отношении СП-2 и будут введены США, они точно не будут направлены против строительства газопровода. Их направленность будет связана с его использованием.

Сейчас «разыгрывается карта» включения «Северного потока - 2» в список объектов, подпадающих под регулирование правил третьего энергетического пакета ЕС - если такой ход пройдет, это действительно может серьезно повлиять на работу газопровода. Наверняка у США есть и другие способы, в том числе санкционного характера, которые они готовятся пустить в случае несговорчивости Германии».

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности: «Открытые возражения официальной позиции президента со стороны представителей Конгресса - это в большей степени внутренние интриги американского политического истеблишмента. Тем не менее, в первую очередь продвижение поправки является ударом непосредственно по газопроводу. Джо Байден сможет получить дополнительные дипломатические инструменты на переговорах с немецкой делегацией относительно будущей работы СП-2. Фактически Байден сможет сказать Берлину, что лично уже смирился с пуском трубы в эксплуатацию, а продолжение санкций является выражением политической воли американского сообщества.

Вашингтону в отношениях с Германией приходится вести довольно тонкую игру. Страны уже вступили в определенное торговое противостояние, заключающееся в обмене экономическими пошлинами, которые пока никто не собирается отменять. Объявлять санкции против конкретного европейца, тем более немецкого чиновника или бизнесмена, равно как и против правительственного ведомства или компании, становится все опаснее — обострение ситуации вокруг «Северного потока - 2» подрывает трансатлантическое сотрудничество Вашингтона. Поэтому, хотя новые санкции и последуют, они будут улаживаться в большей степени на закрытых переговорах американцев и немцев, поскольку тема газопровода все чаще является поводом для придания дополнительных нюансов в драматургии отношений США и ФРГ».

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «Северный поток - 2» является крайне важным проектом для Евросоюза в целом и для Германии в частности. Именно поэтому Берлин регулярно ведет переговоры с представителями США, продолжающими грозить все новыми санкциями. Американское правительство считает, что российский проект угрожает «свободе ЕС», но на самом деле недовольство Вашингтона вызвано снижением поставок собственного сжиженного природного газа в Европу и потерей доли на рынке Старого Света. Именно поэтому ограничения вводились по нескольку раз в год, что затягивало строительств российского экспортного газопровода и делало проект более дорогим.

Нужно понимать, что Германия, безусловно, пойдет на ряд уступок, например, в части дополнительных поставок американской продукции — продовольствия и других товаров, но эти меры способны лишь на некоторое время отсрочить введение новых ограничений против СП-2. Газопровод практически достроен, и сорвать сроки его сдачи у недоброжелателей уже не получится. Американцам придется искать способы максимально затруднить его работу в полную мощность. Санкции могут коснуться европейских подрядчиков и других партнеров «Газпрома», или покупателей российского «голубого топлива». России, как и раньше, придется искать варианты обхода новых ограничений, поэтому новые «палки в колесах» экспортной магистрали мы еще увидим».

Источник: МК, 03.07.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики