Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В США вокруг «Северного потока - 2» закрутились новая санкционная интрига

В США вокруг «Северного потока - 2» закрутились новая санкционная интрига

Конгрессмены решили ограничить право Байдена отказываться от мер против газопровода

Американские конгрессмены открыто выступили против президента Джо Байдена. Комитет по ассигнованиям Палаты представителей одобрил поправку, блокирующую право главы государства отказываться от санкций в отношении газопровода «Северный поток - 2».

В конце мая Байден заявил, что новые ограничения против российского газопровода будут непродуктивны, и с тех пор дополнительные претензии не объявлялись. И, хотя шансы на то, что поправка будет утверждена, пока не ясны — сначала ее должны одобрить Палата представителей, Сенат, а затем подписать сам хозяин Белого Дома, очевидно: Вашингтон не отказался от попыток остановить «Северный поток - 2», и новые санкции обязательно последуют даже после того, как труба будет подключена к европейским сетям. С чем предстоит столкнуться российскому маршруту экспорта «голубого топлива» в Европу, рассказали эксперты «МК».

Антон Гринштейн, эксперт ИАЦ Hamilton: «К одобрению поправки, ограничивающей право президента США отказываться от санкций в отношении «Северного потока - 2» комитетом по ассигнованиям Палаты представителей, стоит относиться со здоровой долей скептицизма. Дело в том, что для утверждения это законопроекта ему необходимо пройти целых три этапа. Сначала голосование в Палате представителей, затем в Сенате США, после чего проект должен подписать и сам Джо Байден - у него есть право вето, которым он наверняка воспользуется.

Поэтому вероятность того, что президенту Байдену ограничат возможности в снятии или наложении санкций на СП-2, достаточно низкая, и к поправке, выдвинутой на рассмотрение конгрессменом от промышленного штата Огайо Марси Каптур, стоит отнестись как к попытке получить политические очки для самой Каптур, которая последовательно критикует российское руководство. И как к попытке дать сигнал от промышленного лобби, которое хочет чтобы администрация Байдена более активно защищало его интересы в Европе.

Если же рассматривать ситуацию объективно, то политическое руководство США прекрасно понимает, что никакого смысла в санкциях, которые призваны заблокировать строительство «Северного потока - 2» нет просто потому, что вне зависимости от действий США газопровод будет достроен. А снятие части санкций, которые ни на что не влияют - это возможность для США сесть за стол переговоров с Германией и получить то, что действительно имеет ценность: выгодные для США и Украины принципы использования газопровода.

Поэтому, если новые санкции в отношении СП-2 и будут введены США, они точно не будут направлены против строительства газопровода. Их направленность будет связана с его использованием.

Сейчас «разыгрывается карта» включения «Северного потока - 2» в список объектов, подпадающих под регулирование правил третьего энергетического пакета ЕС - если такой ход пройдет, это действительно может серьезно повлиять на работу газопровода. Наверняка у США есть и другие способы, в том числе санкционного характера, которые они готовятся пустить в случае несговорчивости Германии».

Алексей Гривач, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности: «Открытые возражения официальной позиции президента со стороны представителей Конгресса - это в большей степени внутренние интриги американского политического истеблишмента. Тем не менее, в первую очередь продвижение поправки является ударом непосредственно по газопроводу. Джо Байден сможет получить дополнительные дипломатические инструменты на переговорах с немецкой делегацией относительно будущей работы СП-2. Фактически Байден сможет сказать Берлину, что лично уже смирился с пуском трубы в эксплуатацию, а продолжение санкций является выражением политической воли американского сообщества.

Вашингтону в отношениях с Германией приходится вести довольно тонкую игру. Страны уже вступили в определенное торговое противостояние, заключающееся в обмене экономическими пошлинами, которые пока никто не собирается отменять. Объявлять санкции против конкретного европейца, тем более немецкого чиновника или бизнесмена, равно как и против правительственного ведомства или компании, становится все опаснее — обострение ситуации вокруг «Северного потока - 2» подрывает трансатлантическое сотрудничество Вашингтона. Поэтому, хотя новые санкции и последуют, они будут улаживаться в большей степени на закрытых переговорах американцев и немцев, поскольку тема газопровода все чаще является поводом для придания дополнительных нюансов в драматургии отношений США и ФРГ».

Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets: «Северный поток - 2» является крайне важным проектом для Евросоюза в целом и для Германии в частности. Именно поэтому Берлин регулярно ведет переговоры с представителями США, продолжающими грозить все новыми санкциями. Американское правительство считает, что российский проект угрожает «свободе ЕС», но на самом деле недовольство Вашингтона вызвано снижением поставок собственного сжиженного природного газа в Европу и потерей доли на рынке Старого Света. Именно поэтому ограничения вводились по нескольку раз в год, что затягивало строительств российского экспортного газопровода и делало проект более дорогим.

Нужно понимать, что Германия, безусловно, пойдет на ряд уступок, например, в части дополнительных поставок американской продукции — продовольствия и других товаров, но эти меры способны лишь на некоторое время отсрочить введение новых ограничений против СП-2. Газопровод практически достроен, и сорвать сроки его сдачи у недоброжелателей уже не получится. Американцам придется искать способы максимально затруднить его работу в полную мощность. Санкции могут коснуться европейских подрядчиков и других партнеров «Газпрома», или покупателей российского «голубого топлива». России, как и раньше, придется искать варианты обхода новых ограничений, поэтому новые «палки в колесах» экспортной магистрали мы еще увидим».

Источник: МК, 03.07.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.
Путеводитель по европейским санкциям против российского нефтегазового бизнеса
События февраля 2022 года стали не только политическим землетрясением. Они привели и к серьезнейшей трансформации нефтегазовых рынков. Санкции против России в реальности повлияют на всех крупных экспортеров и импортеров нефти и газа. Западные страны стремятся нанести удар по российской экономике, основу которой составляют доходы от экспорта углеводородов. Соответственно, санкции нацелены на их добычу и продажу. Доклад построен по хронологическому принципу и показывает усиление санкционного режима. Доклад является полноценным путеводителем по санкциям, введенным на начало июля 2022 года ЕС и Великобританией и имеющим прямое и косвенное влияние на нефтегаз.
Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики