Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Скорость строительства «СП-2» разрушает надежды Украины на срыв проекта

Скорость строительства «СП-2» разрушает надежды Украины на срыв проекта

Украина напрасно ищет механизмы воздействия на «Северный поток – 2», так как строительство неумолимо близится к завершению, объяснил ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Украинские власти выразили надежду на остановку строительства магистрального газопровода из Российской Федерации в Германию через Балтийское море. 

Киев отрицает неизбежное

Заявление о проекте в таком ключе прозвучало из уст заместителя главы Офиса президента Украины Игоря Жовквы, который подчеркнул также, что «заявления о том, что он уже почти готов – преувеличение, так как может быть остановлен на любом этапе».

«Препятствий для достройки «Северного потока – 2» мы не видим – все идет довольно высокими темпами. Уже есть разрешение на трубоукладочные работы как в датской, так и в немецкой акватории. 

Сейчас судно «Фортуна» сменило судно-трубоукладчик «Академик Черский», который очень медленно шел, со скоростью до 500 км в сутки, и отправился на немецкий участок. Судно «Фортуна» укладывало больше километра труб за сутки при скорости движения до 1000 километров. «Черский» при этом находился в резерве, а теперь они идут навстречу», – прокомментировал ход работ Игорь Юшков.

Строительство газопровода практически близится к окончанию. Так, в начале июня технически завершилась укладка первой нитки. Теперь этот участок проходит подготовку к заполнению газом. Вторую могут достроить до конца летнего периода текущего года.

«Вероятно, достроят газопровод к концу августа 2021 года. Тогда же команда перейдет к пусконаладочным работам. Первая нитка уже проходит через этот этап.

Поэтому совершенно не понятно, на чем основывается убеждение украинской стороны, – нет ничего, что может сорвать строительство. Никакие санкции не мешают, американцы фактически официально признали, что не будут вводить ограничения на строительство и ввод в эксплуатацию, потому что это испортит отношения Соединенных Штатов с Европейским союзом.

В Европе также нет предпосылок к запрету на ввод в эксплуатацию «Северного потока – 2». Все документы у «Газпрома» оформлены правильно и уже готовы. А остановить проект можно только санкциями, но такой ход радикально испортит российско-европейские отношения. К этому Европа точно не готова. Так что газопровод достроят и введут в эксплуатацию», – отметил собеседник ФБА «Экономика сегодня». 

Украина преувеличивает опасения

Замглавы офиса украинского президента Владимира Зеленского упомянул, что «Северный поток – 2» угрожает безопасности Украины, а также европейским государствам, якобы рискующим стать полностью зависимыми от газа из Российской Федерации.

Москва неоднократно подчеркивала, что «Северный поток – 2» – это коммерческий проект и его нельзя политизировать, а завершение его строительства будет выгодно европейским странам.

«Российский «Газпром», скорее всего, будет добиваться права полноценной загрузки газопровода, а страны Европейского союза, которые являются союзниками Соединенных Штатов Америки, начнут этому препятствовать.

В частности, речь идет о прибалтийских государствах, которые начнут вставлять палки в колеса участникам проекта и требовать, чтобы «Газпрому» не разрешили загрузить трубопровод на полную мощность», – пояснил эксперт.

Игорь Юшков напомнил, что на сегодняшний день на «Северный поток – 2» распространяется антимонопольное законодательство, позволяющее «Газпрому» наполнить энергоресурсом только морскую часть проекта на 50 процентов мощности. 

«Поэтому компании придется искать выход и, вероятно, подстраиваться под ситуацию. Последний отрезок газопровода как раз попадает под европейскую юрисдикцию – 12 экономических миль от берега Германии.

В этом случае «Газпрому» придется на дне моря виртуально продавать газ европейским потребителям, чтобы 50 процентов мощности превратились в европейский ресурс. В ином случае – требовать исключения проекта из-под действия антимонопольного законодательства», – рассказал Юшков.

Не «Северным потоком» единым

Сомнения в том, что газопровод достроят, выражал также премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, предположивший, что его страна пострадает от значительного снижения объемов транзита газа.

В Европе на беспокойство Киева ответил член комитета бундестага по международным делам Вальдемар Гердт, который заявил, что от «скулежа» украинской власти ничего не изменится.

Украинская сторона продолжает следовать установкам Соединенных Штатов Америки, которые открыто агрессивно выступают против российско-европейского проекта и неоднократно применяли санкции против участников строительства.

Впоследствии Игорь Жовква призвал киевскую власть воспринимать проект серьезнее и не исключил, что российская сторона вслед за «Северным потоком – 2» приступит к строительству других газопроводов. 

«Не уверен, что «Газпром» будет что-то строить. Мы видим, как завершаются проекты, инициированные после 2009 года, то есть после конфликта, когда украинская сторона отбирала транзитный газ себе.

Тогда российская компания приняла решение строить обходные газопроводы «Северный поток – 1» и «Южный поток», но так как последний американцы заблокировали, надавив на Болгарию, проект трансформировался в «Северный поток – 2» и «Турецкий поток». С 2009 года новых проектов не придумано», – отметил эксперт.

В перспективе российская компания, по мнению Игоря Юшкова, будет учитывать отказ Европейского союза от ископаемого топлива к 2050 году и не станет рисковать.

Наиболее перспективным выглядит азиатский рынок, на котором «Газпром» продолжит продвигать идею строительства «Силы Сибири – 2», то есть второго трубопровода в Китай транзитом через Монголию. Однако западное направление все же сохранится, но частично – там продолжится строительство газоперерабатывающего комплекса в Усть-Луге с СПГ-заводом мощностью 13 млн тонн.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 11.07.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики